avatar

TERRA INCOGNITA © Русские лица, не тронутые советской деградацией

Опубликовал в личный блог
-2
terra incognita [тэ́рра инко́гнита] c латинcкого — неизвестная, неизведанная земля.
В переносном смысле — нечто неизвестное, неисследованное.



Ирина, Ульяна, Лукия, Феонилла и Анастасия – старообрядческая семья из Николаевска

На карте, однако, деревни нет. Но дорога, только в нее и ведущая по еловым лесам, нарисована — не заблудишься. Я был в деревеньке два раза — зимой и летом. Среди домов — почти игрушечная церковка с луковицей, прямоугольник школы, «тарелка» антенны у почты. Дома глядятся иначе, чем в старых русских деревнях, обиты тесом, покрашены — американская технология. Но что-то наше родное, российское есть в деревне. Валяется бочка рядом с дорогой, перекошен наполовину сломанный забор. И это все не от бедности. Деревня в этих лесах, как крепкий здоровый орешек, — у каждого дома автомобиль, а то и два. Российская привычка к простору, небрежность и беззаботность — «сойдет и так». Характер! Куда его денешь. Характер, привычки, уклад бытия человек сохраняет и носит с собой, как черепаха панцирь. Тут же случай особый — староверческая община!


Человек из Москвы

— Здравствуйте!

— Здравствуйте, здравствуйте. Откеля будете?.. Из Москвы… Вот оно как…

— Кума Анисья! — обращается мой спутник к женщине в ярко вышитом сарафане, ведущей двух девочек в длинных, не фабричного шитья платьицах. — Человек-то издалека, из Москвы… У Анисьи удивления нет.

— Штой-то к нам народ зачастил, — отвечает она, с любопытством разглядывая гостя.

Улавливаю во взгляде хорошо знакомую по сибирским староверческим селам настороженность к пришлому…

Конец субботнего дня. Деревня курится банями. Звонит «к вечерне» церковный колокол. Мужчины встречные — бородаты, ребятишки — кто в подпоясанных расшитых рубашках, кто в кафтанах до пяток. На мотоцикле сидящего в таком кафтане видеть особенно непривычно. Рыжебородый дьякон проехал к церкви в автомобиле. Старушка вся в черном, опираясь на палку, идет. Речь кругом русская, хотя так же, как и одежда, отличается от того, что слышишь сегодня в нашей деревне.



Первый работник — поп

Первым, с кем я тут познакомился, был поп. Он в общине лицо не просто духовное, он лидер во всех житейских делах — первый работник, блюститель нравственности, первый советчик во всем. Руку мне подал среднего роста человек в шляпе, из-под которой на рясу ниспадали рыжеватые волосы.

— Фефелов Кондратий Сазонтьевич. А это — матушка Ирина Карповна. И сын — одиннадцатое по счету дите. Наверное, уже последышек? — батюшка весело подмигнул матушке.

Я, признаться, не сразу поверил, что у этих двух еще моложавых людей был такой выводок детворы.

В первую встречу зимой мы снимались около церкви, сходили в школу, отведали матушкиных блинов… Летом я увидел попа сидящим за рычагами бульдозера. Так же ловко он водит грузовичок. Я видел его среди плотников с топором, видел стоящим в рубке рыболовного судна — рыбак, штурман и капитан. Слушал его заутреню. Он был то в рыжем подранном свитере, то в рясе. Никакой сановитости, прост, приветлив, умен.

Прошлись мы с Кондратием Сазонтьевичем по деревне, сходили на холм, откуда Николаевск выглядит горсткой домов, кинутых в синь еловых лесов. Никаких следов человека, только чистая змейка дороги.

— В 1967 году трое наших приехали сюда оглядеться. И это место облюбовали — уединение для нас подходящее, вода родниковая самотеком течет. Купили у штата Аляски за четырнадцать тысяч квадратную милю земли. И через год застучали тут топоры…

Кондратий Сазонтьевич на русской земле стоял лишь недавно, съездив в Москву. Родился же, как и все старшее поколение нынешних николаевцев, где-то вблизи Харбина. Тут родители его все начинали с нуля — поставили хибарку, скопили денег на лошадь…

И случилась очередная ломка! Пришедшая в 45-м году наша армия в «кержацкие» села принесла горе. Эту пору Кондратий Сазонтьевич хорошо помнит: «Кулаки, беглецы! Э, как живут!» Уводили у нас коров, лошадей. Самое страшное — забрали отцов. Незаконно-де границу перешли в двадцатых годах… Куда кто делся, не знаем". Хозяевами в семьях остались вчерашние подростки. На их плечи легла забота о матерях, младших братьях и сестрах.

«А в 50-х годах — напасти с другой стороны. В Китае к власти пришли коммунисты. Нам сказали, проживание нежелательно, уезжайте, куда хотите». Куда уезжать? Похлопотала Организация Объединенных Наций о «кержаках». Уговорила принять их страны Южной Америки — Аргентину, Бразилию, Парагвай, Чили. Каково было русскому бородачу ехать в какой-то неведомый Парагвай! А что делать? «Приезжали советские агитаторы: давайте домой, поселим на целине. Кое-кто согласился, но очень немногие — хорошо помнили, как уводили отцов...»

В огромной массе переселенцы сбились в Гонконге. Возникли неизбежные в этих делах задержки, неувязки. В громадном перенаселенном городе не было места для бородатых крестьян, привыкших иметь дело с землей, озабоченных судьбою детей и веры.

Их все-таки переправили за океан — кого в Аргентину, кого в Парагвай. Большинство же — несколько тысяч — попали в Бразилию. И тут русаки опять же вцепились в землю. Опять пришлось начинать все с нуля.

И пришел час, сбросились в шапку, да получив еще помощь от «толстовского фонда», послали переселенцы ходоков в Вашингтон. И те преуспели, привезли разрешение переселиться в штат Орегон. И стали семья за семьей уезжать из Бразилии. Но и тут не всем староверам жизнь пришлась по душе. Увидели: дети врастают в чужую жизнь, поддаются влияниям и соблазнам, «вера теряла крепость». Тут и бросили взгляд на Аляску. Может, спасемся там?



Все — родня

Деревню поставили скоро — за год. Рубили дома, били дорогу, завели огороды и пашню. Шестьдесят семей — четыреста человек — сюда собрались. Первым среди них был Кондратий Сазонтьевич с семейством, другие — Фефеловы, Мартишовы, Реутовы, Якушкины. Тут все — родня.

Начали с раскорчевки тайги. Построили лесопилку. И сразу принялись за дома. Почувствовали: Аляска — это как раз то, что надо, — «зимы много», и здешней природе нужны люди выносливые, неприхотливые. «Первый год работали по пятнадцать часов. Отрывались только на сон». Обращение к земле показало: растет тут все — ячмень, овес, картофель, горох, всякий овощ. Однако кормиться тут лучше не от земли, а от воды. Мужики, «покумекав», стали ездить на фабричку, изготовлявшую рыболовные катера. Дело требовало умения. Стали терпеливо учиться. Потом образовали маленькую компанию. За огородами в Николаевске соорудили крытую верфь. И пошли в гору.

Суденышки «лепят», или, точнее сказать, «отливают», из стекловолокна и смолы. Я был на верфи, видел остро пахнувший корпус очередного судна и видел потом в рыболовном порту эти невеликих размеров, но годные для плавания в океане посудины. Оснастка, отделка — по высшему классу: рубка, камбуз, каюта для сна, холодильник для рыбы. Мотор у катера — шестьсот сил. Навигационная техника — самая современная. Четыре радиостанции: для разговоров с портом, со спасательной службой и специально с домом. Одна из систем позволяет «автопилотом» выходить прямо на оставленный в море буй. Спрос на эти ставшие именоваться «русскими» катера постоянный, «сколько сделаем, столько и продадим». Мотор и оснастка, разумеется, покупные. Это все стоит более трети общей цены катера. А за все готовое судно берут николаевцы сто пятьдесят тысяч долларов. Делают в год тринадцать — пятнадцать посудин. И всего на Аляске ловят рыбу более сотни николаевских катеров. Доходное дело их строить.



Рыбный день

Однако, приглядевшись как следует к жизни, амурские мужики поняли: еще более доходное дело — ходить за рыбой. Стали учиться, помогая друг другу. И дело пошло не хуже, чем у самых опытных рыбаков, промышляющих в этом краю. Появилось даже некое превосходство, американцев называют насмешливо — «шоколадниками». На промысел ходят далеко в океан, аж до самой Японии. Ловят лососей и палтуса. Выход в море (четыре дня хода, день — лова) может дать сразу восемнадцать-двадцать тысяч долларов. Игра стоит свеч. Правда, можно и пролететь, прогореть: в рыболовстве не последнее дело — удача. Но уже много построенных катеров куплено самими николаевцами. Я их видел в рыболовном порту, по названиям отличал: «Русак», «Орел», «Гусь», «Волга», «Кавказ»…

Доходы сейчас же сказались на образе жизни. Лошадей, скотину и огороды забросили, даже кур перестали держать. В каждом доме — автомобиль, а то и два. Садится Акулина или Аксинья в своем староверческом сарафане за руль и едет в прибрежный Хомер, покупает там все, что надо для стола и хозяйства.

Все в этой деревне, в этой общине держится на прилежном труде. Женщины, как наседки, — с детьми, мужики — постоянно в делах. К труду, к возможности заработать приучают с малого возраста.



Воскресный день у николаевцев

Поближе с житьем-бытьем николаевцев я познакомился в доме Кулигиных. День был воскресный. Все были в сборе. Накрыт был стол. В семье двенадцать детей. Старшему — двадцать один, младшему — одиннадцать. Имена: Анна, Улита, Люба, Стахея, Алексей, Марина, Корнелий, Давид, Маврикий, Олимпиада и самый младший, общий любимец, веселый веснушчатый Поликуша, по-взрослому- Поликарп.

Хозяйка дома одета в просторный, зеленого цвета праздничный сарафан. Муж, Анисим Стафеевич, сел за стол в вышитой красной рубахе. Обоим за пятьдесят. Поженились двадцати лет в Бразилии. И тяжкий путь общины от Приморья сюда, на Аляску, — это и путь Кулигиных. Их родители на Амуре жили в деревне Каменка. В Китае деревенька называлась Романовка. О том, что было в Романовке в 45-м, Анисим говорит одним словом: «Злодейство!»

Сюда, на Аляску, Кулигины прибыли с шестью ребятишками.

— Восемь месяцев жили в палатке, пока рубили избу. Снег выпал. Сердце заходится, как вспомнишь, что пережили…

Кормил семью Анисим плотницким делом. Работа эта нужна на Аляске везде — хорошему плотнику платят тридцать долларов в час. И семья быстро поднялась на ноги — стали помогать подраставшие дети. Дом Кулигиных не лучше, но и не хуже других. Анисим провел меня по комнатам с сундуками и зеркалами, по сеням и кладовкам, где стояли соленья, варенья, ящики с лимонадом, грушами и бананами. Соломея Григорьевна с гордостью показала свой огород — единственный в деревне, где растет все, что тут может расти. Держат Кулигины и корову. Для ребятишек — «чтобы не отвыкали» — держат лошадь, кажется, единственную теперь в деревне, и с теми же воспитательными целями — «чтобы поспевали за жизнью» — завели трактор. Держат в доме винтовку и два пистолета. С оружием возятся старшие сыновья. Анисим, промышлявший ранее зверя, тут к охоте поохладел, разве что ради мяса застрелит одного-двух лосей — «они тут рядом, даже в огород забредают».

— Живем теперь — грех жаловаться: двенадцать детей и четыре автомобиля!

… Трактор, мопеды, велосипеды — это лишь часть жизненного достатка семьи Кулигиных. Главное приобретение сделано недавно.

Не оставляя плотницкого ремесла, решил Анисим Стафеевич по примеру общинников обзавестись судном. Зажиток для этого был. С некоторым риском занял еще двадцать пять тысяч. Купил. И уже обновил покупку — сходил на первый промысел. За один раз поймали палтуса столько, что сразу «долг целиком — с шеи долой».

Крестины в церкви

В день отъезда из Николаевска утром мы проснулись с Андреем от колокольного звона. Вспомнили: в церкви должны быть крестины.… Церковь была пустой. Три старушки и мать новорожденного — крупная, тучная женщина — стояли близко у входа. Крестный отец — мальчонка тринадцати лет держал на руках белый, оглашавший церковь криками сверток. Поп с дьяконом скороговоркой приобщали новорожденного к вере. Голосист малый. Хорошим рыбаком или плотником будет.

— А если в космонавты захочет? — сказал я Кондратию Сазонтьевичу, закончившему обряд.

— На все воля Божья. Все им предначертано.

И мы присели на скамейке у церкви — закончить наши беседы о великом пути общины сюда, на Аляску.

… Я вычислил на очень подробной карте Аляски место деревни Николаевск и поставил кружок. Интересно было там побывать. И много я передумал сейчас, сидя в подмосковной избе над этим писаньем. Люди одного с нами корня. Какую дорогу осилили! Сколько всего вынесли, претерпели! Пример для нас — эта жизнь обыкновенного русского человека. Поклонимся ему из нашего далека.

Источник:
forum.dpni.org/entry.php?b=317


37 комментариев RSS
avatar
Действительно, уже многие историки, исследователи, фотолюбители отмечают: до 1917-го года у людей были другие лица. Придерживаюсь того же мнения. Ознакомившись с тысячами фотокарточек тех времен, скажу так:
до «великого октября» у людей всех без исключения сословий лица выглядят заметно более одухотворенными.

Да вы можете и сами сравнить, коллеги, «вооружившись» фотопортретами соответствующих эпох…
avatar
Мне оч нравится пробовать характеризовать эпоху по фотопортретам, проникать в быт того или иного времени, подмечать особенности внешности, стиля жизни, уклада любой эпохи. Мне кажется, например, что студенты -семидесятники выглядят гораздо старше на фото, чем современные студенты. Может, конечно, из-за черно-белого изображения? Но ведь совсем другое читается в глазах, другие улыбки, выражение лица.
avatar
Оля, Вы молодец (молодица!) Наблюдательны и любопытны. Постараюсь выложить колоритную фотоподборку именно на эту тему — разность лиц. Возможно, Вас заинтересует.
Спасибо.
avatar
Оч заинтересует! Выкладывайте, выкладывайте!
avatar
shraibikus:
Оч заинтересует! Выкладывайте, выкладывайте!

Сравнительная физиогномика: царские солдаты и красные командиры


Кавалерийский унтер-офицер


Красный командир


Вольноопределяющийся гренадерского полка


Командиры Первой Конной армии в Полевом штабе РККА


Рядовые и унтер-офицер пехотного полка


Командиры РККА


Унтера пехотного полка на фронте


Командарм РККА


Рядовой Императорской Армии


Красный командир


Унтер-офицер


Красный командир


Вольноопределяющийся


Курсанты школы НКВД


Разведчики уланского полка (фрагмент)


Майор РККА


Рядовой Императорской Армии


Курсанты, похоже


Вольноопределяющийся

Источник >>> www.liveinternet.ru/users/761463/post74294738/
avatar
Попахивает фашизмом, если честно. По-моему, это бред.
Чистой воды манипуляция. Можно найти какие угодно физиономии из той и другой эпох.
avatar
Попахивает фашизмом
Скорее идиотизмом, еще бы фото солдат вермахта для сравнения выложили-они тоже на фото такие «одухотворенные»
avatar
Скорее идиотизмом, еще бы фото солдат вермахта для сравнения выложили-они тоже на фото такие «одухотворенные»

Совершенно верно, особенно на фоне неодухотворённых узников концлагерей.
avatar
Ув. viseur, зачем же так-то? И обзываться по-всякому? ;)) Улыбнуло даже.

Всего Вам доброго. ;)
avatar
Николай Николаевич, я не обзывалась. Просто я не люблю такие вещи.
avatar

А какие выводы можно сделать по этой фотографии?
avatar
Третий типаж не влез, повешу еще раз помельче:
avatar
Блин, все равно обрезало…
avatar
Весч! Одухотворенность так и льётся с фото, особенно от попа с бычком! +1!
avatar
А обнимается этот поп с офицером фашистской Германии… Справа, похоже, староста.
avatar
А обнимается этот поп с офицером фашистской Германии…
А ему какая разница с кем не обниматься, главное чтобы не трогали и денежку несли
avatar
Надпись на заднем стекле пикапа зачётная :) Как раз для старообрядческой семьи.
avatar
Zonder и в старом обряде оказывается прееебольшой дока ;))) Прям, юрист-многостаночник.
Юрист, за чужую надпись на чужой машине мне — штраф — эт почему??? Почему, спрашиваю, такая несправедливая и жестокая месть ???
Ему коробку изрисовали — вот и злобится. Там и ущерба та всего на три цента…
Да, помню, юрист Zonder всепублично признавался, что очень любит деньги… Но что — до такой степени???
О, времена, о, нравы (с)
avatar
nickon, интересно кто-нибудь кроме Вас понимает смысл ваших сообщений?
avatar
global Russians )
у меня товарищ встретил старообрядцев в Анкоридже, может, из этой деревеньки, может, из другой. Стою, — говорит, в местном супермаркете к кассе, заходят мужик лет 45-ти с бородой в подпоясанной холщевой рубахе, с телефоном на шнурке на шее и женщина в сарафане и начинаюбт так певуче на русском говорить, я не понял сначала, потом дошло — старообрядцы.
avatar
Дмитрий,
сам азъ не старообрядец. Но довольно часто и подолгу общаюсь с ними. Причем, с четверть века уж точно.
Секрет прост: среди Уральских (Яицких) казаков абсолютное большинство старого обряда. Сегодня кто-то больше держится старины, кто-то меньше.
Характерная черта — замкнутость, жесткая корпоративность, некоторая отчужденность и некоторая недоверчивость к «несвоим» (т.е. к сторонникам «нового обряда»). Вместе с тем, уралец без раздумий закроет собой от пули-ножа даже казака-иноверца (калмыка, киргиз-кайсака, др.)

Немало старообрядцев-казаков среди верховых (с Верхнего Дона) донцов. К примеру, многим известная станица Вёшенская, соседняя Еланская с хуторами… Староверы-верхнедонцы («чиги», так исстари зовутся соседями с Нижнего Дона :)) значительно более «коммуникабельны»…
Для сравнения с аляскинскими стороверами (потомками сибирских, забайкальских, амурских, уссурийских казаков), выкладываю фото наших казаков (нескольких моих друзей и коллег из Подольского Центра изучения истории Русского народа и Казачества в 20-м веке). Снимки сделаны 14 октября с.г. на Покров Богородицы, главный казачий праздник. Молебен в храме во имя Царственных мучеников (Подольский мемориально-музейный комплекс Белого Движения).

В данной конкретной группе староверов половина. У казаков не принято особо выпячивать принадлежность к той или иной конфессии (казак? значит, брат, и всё).
Поэтому обозначу так: на фото донцы, уральцы, сибиряки. Братья и сестра. Отмечу еще: у старшего по возрасту восемь детей. У младшего по возрасту деток меньше, зато более дюжины научных книг по истории (кстати, бестселлеров, извините за выражение). :)





P.s. Кстати, у изображенного на снимке храма своеобразный юбилей: в 1996 году (ровно 15 лет назад) он пострадал от подрыва стоявщего рядом первого
в «постсоветской России» памятника Царю Николаю II Александровичу (причислен РПЦ к лику святых). Работы покойного ныне знаменитого скульптора В.М. Клыкова.
Чтобы иисключить все сомнения, террористы расписались на заборе (см. нижний снимок). Серп, молот, пентаграмма (пятиконечная звезда) и проч. – всё как и положено.
Следствие установило: террористы принадлежали к одной из неокомсомольских организаций. И что это была уже не первая их «боевая комсомольская акция».



Были ли позже факты традиционнного для марксистов вандализма? Да, были. Взрывы, поджоги… А угрозы, так те вообще, практически, не прекращаются все эти годы.
Приближается очередной праздник «продвинутых и верных» – 29 октября? Угрозы уже поступали? Да как же без них…
Что, ж. Мы в режиме «наготове». Ждем возможных пакостей. На которые рады будем ответить юной (и не очень) «комс-ленинской» гопоте вынужденно «по-взрослому.»

Дмитрий, спасибо большое. :)
avatar
… всякая историческая борьба — совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области — в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем их столкновения между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена
Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 259

Так что вся наша жизнь — борьба! От этого никуда не деться.
avatar
Я тоже встречалась со старообрядцами, все без исключения произвели впечатление замечательнейшее.
Кроме семьи Германа Львовича Стерлигова, еще познакомилась со старообрядцами на выставке каллиграфии. Выставка была огромная, мы ходили по ней часов 5-6, так же буквально рядом, не торопясь ходили муж и жена. Я, как человек люботый стал прислушиваться к тому, что они говорили, было интересно, жаль, что не хватило смелости подойти познакомиться.
Спасибо за пост. Жизнь их другого мира.
avatar
Да, все страны развиваются, мы как всегда.То 70 лет «Железный» занавес мешал, теперь никто не мешает, а мы всё «туда» же. Скоро в пещеры полезем-к «первоистокам» вернемся. Дебилизм во всей красе
avatar
sergio71:
а мы всё «туда» же. Скоро в пещеры полезем
Только не это, Сергей!.. Как мы тут без вас, сиротами...(((
avatar
Топик надо было назвать не
TERRA INCOGNITA © Русские лица, не тронутые советской деградацией
, а «Люди, застрявшие во времени и в развитии»
avatar



РОССИЯ, середина 21-г века
avatar
Сергей, сам-та на какой фотке? Што-та мне подсказывает — на самой верхней :)
Красавец! на К.Маркса даже чем-та похож.

Удачи! Имхо, она ТАМ очень понадобится.
Звони, если што.
avatar
Красавец! на К.Маркса даже чем-та похож.
ну так… Стараемся!
avatar
Серджио, откуда такие чудесные фотки? Киньте ссылочку, плиз.
avatar
Прошу прощения, рисунки, а не фотки конечно.
avatar
Да уж и не помню с какого ресурса дернул их, гуглом быстренько прострелил и вот
avatar
Никон, спасибо за интереснейшую подборку. Оч хотелось бы фото периода НЭПа. Если можно, то в личку, хочу спокойно насладиться.
avatar
shraibikus, спасибо за "необщее лица выражение" ;)))
Позже отпишу в личку.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.