русские не сдаются

Вот статья про настоящих героев и патриотов.

Почему говорят, что русские не сдаются? В 1915 году мир с восхищением взирал на оборону Осовца, небольшой русской крепости в 23,5 км от тогдашней Восточной Пруссии. Основной задачей крепости было, как писал участник обороны Осовца С. Хмельков, «преградить противнику ближайший и удобнейший путь на Белосток… заставить противника потерять время или на ведение длительной осады, или на поиски обходных путей». Белосток – транспортный узел, взятие которого открывало дорогу на Вильно (Вильнюс), Гродно, Минск и Брест. Так что для немцев через Осовец лежал кратчайший путь в Россию.

Обойти крепость было невозможно: она располагалась на берегах реки Бобры, контролируя всю округу, в окрестностях – сплошные болота. «В этом районе почти нет дорог, очень мало селений, отдельные дворы сообщаются между собой по речкам, каналам и узким тропам, – так описывало местность издание Наркомата обороны СССР уже в 1939-м. – Противник не найдет здесь ни дорог, ни жилья, ни закрытий, ни позиций для артиллерии».

Первый натиск немцы предприняли в сентябре 1914-го: перебросив из Кенигсберга орудия большого калибра, они бомбардировали крепость шесть дней. А осада Осовца началась в январе 1915-го и продолжалась 190 дней.

Немцы применили против крепости все свои новейшие достижения. Доставили знаменитые «Большие Берты» – осадные орудия 420-мм калибра, 800-килограммовые снаряды которой проламывали двухметровые стальные и бетонные перекрытия. Воронка от такого взрыва была пять метров глубиной и пятнадцать в диаметре.

Немцы подсчитали, что для принуждения к сдаче крепости с гарнизоном в тысячу человек достаточно двух таких орудий и 24 часов методичной бомбардировки: 360 снарядов, каждые четыре минуты – залп. Под Осовец привезли четыре «Большие Берты» и 64 других мощных осадных орудия, всего 17 батарей.

Самый жуткий обстрел был в начале осады. «Противник 25 февраля открыл огонь по крепости, довел его 27 и 28 февраля до ураганного и так продолжал громить крепость до 3 марта», – вспоминал С. Хмельков. По его подсчетам, за эту неделю ужасающего обстрела по крепости было выпущено 200-250 тысяч только тяжелых снарядов. А всего за время осады – до 400 тысяч. «Кирпичные постройки разваливались, деревянные горели, слабые бетонные давали огромные отколы в сводах и стенах; проволочная связь была прервана, шоссе испорчено воронками; окопы и все усовершенствования на валах, как то – козырьки, пулеметные гнезда, легкие блиндажи – стирались с лица земли». Над крепостью нависли тучи дыма и пыли. Вместе с артиллерией крепость бомбили немецкие аэропланы.

«Страшен был вид крепости, вся крепость была окутана дымом, сквозь который-то в одном, то в другом месте вырывались огромные огненные языки от взрыва снарядов; столбы земли, воды и целые деревья летели вверх; земля дрожала, и казалось, что ничто не может выдержать такого ураганного огня. Впечатление было таково, что ни один человек не выйдет целым из этого урагана огня и железа», – так писали зарубежные корреспонденты.

Командование, полагая, что требует почти невозможного, просило защитников крепости продержаться хотя бы 48 часов. Крепость стояла еще полгода. А наши артиллеристы во время той страшной бомбардировки умудрились даже подбить две «Большие Берты», плохо замаскированные противником. Попутно взорвали и склад боеприпасов.
6 августа 1915-го стало для защитников Осовца черным днем: для уничтожения гарнизона немцы применили отравляющие газы. Газовую атаку они готовили тщательно, терпеливо выжидая нужного ветра. Развернули 30 газовых батарей, несколько тысяч баллонов. 6 августа в 4 утра на русские позиции потек темно-зеленый туман смеси хлора с бромом, достигший их за 5-10 минут. Газовая волна 12-15 метров в высоту и шириной 8 км проникла на глубину до 20 км. Противогазов у защитников крепости не было.

«Все живое на открытом воздухе на плацдарме крепости было отравлено насмерть, – вспоминал участник обороны. – Вся зелень в крепости и в ближайшем районе по пути движения газов была уничтожена, листья на деревьях пожелтели, свернулись и опали, трава почернела и легла на землю, лепестки цветов облетели. Все медные предметы на плацдарме крепости – части орудий и снарядов, умывальники, баки и прочее – покрылись толстым зеленым слоем окиси хлора; предметы продовольствия, хранящиеся без герметической укупорки – мясо, масло, сало, овощи, оказались отравленными и непригодными для употребления». «Полуотравленные брели назад, – это уже другой автор, – и, томимые жаждой, нагибались к источникам воды, но тут на низких местах газы задерживались, и вторичное отравление вело к смерти».

Германская артиллерия вновь открыла массированный огонь, вслед за огневым валом и газовым облаком на штурм русских передовых позиций двинулись 14 батальонов ландвера – а это не менее семи тысяч пехотинцев. На передовой после газовой атаки в живых оставалось едва ли больше сотни защитников. Обреченная крепость, казалось, уже была в немецких руках. Но когда германские цепи приблизились к окопам, из густо-зеленого хлорного тумана на них обрушилась… контратакующая русская пехота. Зрелище было ужасающим: бойцы шли в штыковую с лицами, обмотанными тряпками, сотрясаясь от жуткого кашля, буквально выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки. Это были остатки 13-й роты 226-го пехотного Землянского полка, чуть больше 60 человек. Но они ввергли противника в такой ужас, что германские пехотинцы, не приняв боя, ринулись назад, затаптывая друг друга и повисая на собственных проволочных заграждениях. И по ним с окутанных хлорными клубами русских батарей стала бить, казалось, уже погибшая артиллерия. Несколько десятков полуживых русских бойцов обратили в бегство три германских пехотных полка! Ничего подобного мировое военное искусство не знало. Это сражение войдет в историю как «атака мертвецов».

Осовец русские войска все же оставили, но позже и по приказу командования, когда его оборона потеряла смысл. Эвакуация крепости – тоже пример героизма. Потому как вывозить все из крепости пришлось по ночам, днем шоссе на Гродно было непроходимо: его беспрестанно бомбили немецкие аэропланы. Но врагу не оставили ни патрона, ни снаряда, ни даже банки консервов. Каждое орудие тянули на лямках 30-50 артиллеристов или ополченцев. В ночь на 24 августа 1915 года русские саперы взорвали все, что уцелело от немецкого огня, и лишь несколько дней спустя немцы решились занять развалины.
copypast.ru/2009/08/04/ataka_mertvecov_5_foto.html
  • +7
  • 05 августа 2012, 22:09
  • AlekSS


Комментарии (37)

RSS свернуть / развернуть
Да уж… Мы-русские! С нами БОГ!(А.В.Суворов)
+1
  • avatar
  • DARK
  • 21 августа 2012, 12:39
Суворов А.В.:«Мы Русские и потому победим.»
+2
Ну, полюбас, потому, что мы-РУССКИЕ!
0
Интересно, минусует кто? НЕГРЫ?)))
+1
  • avatar
  • DARK
  • 22 августа 2012, 15:00
У Бога нет ни эллинов ни иудеев. Перед ним все равны. И русские и негры. Попытки приватизировать Бога той или иной группой людей нелепы. И были бы смешны, если бы в истории идея национальной исключительности не сопровождалась бы так часто массовыми кровопролитиями.

Но что ещё проблематичнее. Сколько не живу мне никто толком так и не смог объяснить что такое Бог. Конкретно. Всё какие то общие маловразумительные слова. Такое расплывчатое понятие о Боге весьма удобно тем, кто его именем манипулирует сознанием ради своей выгоды и власти.

В итоге для себя я пришёл к выводу о том, что Бог это такой очень матёрый анархист. Который не спешит применять свою власть и сам себя никому не навязывает. опять же ни русским ни неграм.

и когда мы начинаем рассуждать о Боге и о вере в него мы прежде всего демонстрируем Богу миру и самим себе кто мы есть такие сами по себе. Наше представление о Боге это наше представление олб идеале.
Если для кого то идеал в том, чтьобы у русских было понтов больше всех в мире, флаг ему в руки.
Мой идеал это когда все бы жили в любви, мире и согласии. И никто ни перед кем ни чем ни чванился. Ни подвигами предков ни своей национальной принадлежностью. Ведь если кому то повезло родиться русским, в том нет абсолютно никакой его личной заслуги.
Мечта об обществе, в котором люди забыли бы про понты совсем, ещё большая утопия чем коммунизм. Но я лёгких путей не выбираю и простых задач не ищу :)
+4
+1 хорошо сказал) но сколько людей, столько и мнений.)
Сколько не живу мне никто толком так и не смог объяснить что такое Бог.
лично для меня нет Бога, я ищу не веру, а познание) путем Господним можно прийти в Рай, но нельзя прийти к Истине.
Мой идеал это когда все бы жили в любви, мире и согласии.
цитата:
«Ты слышал проповедников Его? Будь добр, — говорят они, возлюби ближнего своего.
А Я скажу тебе: Будь добр лишь к тем, кто достоин этого. Люби лишь достойных любви. Трижды презрен тот, кто расходует себя на недостойных.
Готов ли ты подставить свою щеку, если тебя ударят по щеке? Готов ли ты простить каждого, как учит Он? Если это не для тебя, то нам с тобой по дороге.
Знай, что жизнь — это насилие. Кто и чего достиг непротивлением? Так благословен тот, кто разбрасывает врагов своих и трижды проклят слабый, ищущий утешения у других.
Не прощай врагам своим. Отвечай ударом на удар, смертью — на смерть, насмешкой — на насмешку, оскорблением — на оскорбление. Мера за меру, а также стократно и тысячекратно. Нет пределов для возмездия.
Воздай другим то, что они воздали тебе. Презрен отвечающий добром на хулу. Трижды презрен творящий добро неблагодарным.
Отвечай лишь перед теми, кто имеет право спросить с тебя, ибо много самозванцев, жаждущих власти над тобой. И всякий хочет спросить, но не всякий готов отвечать.»
+2
Вот одна из трагичных страниц русской военной истории.
Когда русские сдались в плен.

ru.wikipedia.org/wiki/%D6%F3%F1%E8%EC%F1%EA%EE%E5_%F1%F0%E0%E6%E5%ED%E8%E5#.D0.94.D0.BD.D0.B5.D0.B2.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.B1.D0.BE.D0.B8_15_.D0.BC.D0.B0.D1.8F.2C_.D1.81.D0.B4.D0.B0.D1.87.D0.B0_.D0.BE.D1.81.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D1.81.D0.B8.D0.BB_.D1.80.D1.83.D1.81.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D1.8D.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D1.8B

Отряд контр-адмирала Небогатова — эскадренные броненосцы «Император Николай I», «Орёл», броненосцы береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и крейсер «Изумруд» был обнаружен японским 5-м боевым отрядом в 05:20 утра в 100 милях к югу от Дажелета. Адмирал Того был немедленно поставлен в известность радиограммой. С русских кораблей также обнаруживали дымы и силуэты на горизонте и посылали в разведку «Изумруд», который каждый раз опознавал противника и возвращался к отряду, не удаляясь от него далее пределов видимости. Тем временем, управляемые по радио японские боевые отряды сжимали кольцо вокруг русских кораблей. С 9:30 отряд сопровождали крейсера Камимуры. Небогатов попытался было атаковать, пойдя на сближение, но Камимура, пользуясь превосходством в скорости, отвернул в сторону, так как дожидался подхода своих броненосцев. К 10 часам русские корабли были окружены с севера и северо-востока 4-м (без «Акаси») и 5-м боевыми отрядами, с запада и юго-запада 1-м и 2-м боевыми отрядами Того и Камимуры, а с юга 6-м боевым отрядом, возле которого также держался крейсер «Читосэ» под флагом С. Дэва. Это произошло в нескольких десятках миль южнее скал Лианкур. Подойдя на 43-60 каб., главные силы противника открыли огонь, на который отвечал несколькими выстрелами эскадренный броненосец «Орел». Контр-адмирал Небогатов оказался в безвыходной ситуации. «Император Николай I» обладал устаревшей недальнобойной артиллерией и, кроме того, в ходе дневного боя расстрелял почти все фугасные снаряды, а бронебойные на больших дистанциях были неэффективны. «Орёл» остался практически без артиллерии: у него мог действовать только один ствол 12-дм орудия, почти все 6-дм орудия вышли из строя. Броненосцы береговой обороны уступали противнику в дальнобойности орудий, а все броненосцы в целом безнадёжно уступали в скорости. В этой ситуации контр-адмирал Н. И. Небогатов по совету раненого командира своего корабля единолично принял решение о сдаче. В 10:34 на флагмане был поднят флажный сигнал «XGE», что по международному своду означает «Сдаюсь». Исполняющий обязанности командира корабля старший офицер потребовал в соответствии с Морским уставом созвать совет офицеров[46]. Небогатов согласился, офицерский совет был собран, но совету предъявили уже свершившийся факт сдачи, при этом вопреки традиции начинать с высказываний младших по чину, на совете сначала высказались контр-адмирал и командир корабля, указав на безвыходность положения. Большинство офицеров молчало. Поскольку японцы сигнала не разобрали и продолжали стрельбу, то по приказу Небогатова были спущены стеньговый и контр-адмиральский флаги, и подняты сначала белый, а затем и японский флаги. Остальные корабли отряда, кроме «Изумруда», после некоторых колебаний отрепетовали все эти сигналы. Противник заметил это и прекратил огонь, а в 10:53 адмирал Того подтвердил согласие принять сдачу. В 13:37 Небогатов и офицеры его штаба прибыли на броненосец «Микаса», другие офицеры — на другие корабли, а на русских кораблях японские моряки взяли под охрану важнейшие механизмы, погреба и оружие. Под конвоем корабли пошли в японские порты, причём на броненосце «Орел» была сделана попытка затопить корабль путём открытия кингстонов, вовремя замеченная и пресечённая японцами. В плену моряки сдавшихся без боя кораблей встретили резко неприязненное отношение со стороны прочих русских пленных. Умершего на пути в Японию командира «Орла» капитана 1 ранга Н. В. Юнга с разрешения японцев похоронили в море как не сдавшегося в плен, ибо на время сдачи корабля он был в беспамятстве.

Впоследствии на суде контр-адмирал Небогатов объяснял своё решение так: «Перед моими глазами стояли 2000 семейств крестьян-матросов… решил пожертвовать собственным именем, собою, но спасти 2000 человеческих жизней… Было очевидно, что мы погибли, что флот разгромлен и дальнейшие жертвы бесцельны». Не отрицая справедливость этих соображений, следует отметить, что адмирал несёт персональную ответственность за то, что, имея все объективные данные, позволявшие сделать вывод о неминуемости подобной развязки, не сделал этого и окружение превосходящими силами противника явилось для русских неожиданностью. Соответственно, решение о сдаче было спонтанным, в нарушение Морского устава единоличным, не были предприняты меры к уничтожению кораблей и свозу экипажей на берег. Даже уничтожение секретной документации производилось на кораблях в последний момент, без подготовки и приказа, также спонтанно и лишь частично. Наконец, три из четырёх сданных кораблей находилсь в боеспособном состоянии. Адмирал Небогатов имел возможность ночью повернуть к корейскому или японскому берегу, свезти людей на высадочных средствах, сохранившихся на трёх из пяти его кораблей, а сами корабли взорвать или затопить. Или, по крайней мере, подготовить всё к такому исходу. Ничего этого сделано не было. Тем самым, он бесспорно унизил честь своего флага.
(конец цитаты)
— На броненосце «Орёл» служил матросом Алексей Новиков-Прибой. Он был отправлен на броненосец за участие в революционной пропаганде. Оказавшись в японском плену, он тщательно собирал воспоминания сослуживцев с разных кораблей обо всём походе 2-й Тихоокеанской эскадры и о Цусимском сражении. В 1905 году в России началась революция. А война подходила к онцу. начались мирные переговоры, кеоторые велись при посредничестве США. В лагерь военнопленных прибыли представители российского правительства. Они стали внушать русским военнопленным, что среди них ьесть революционгеры смутьяны. Из за которых царь-батюшка ещё подумает, стоит лит ради таких смутьянов торговаться с яполнцами на переговоров. После этого в лагере был учинён погром против матросов, занимавшихся революционной пропагандой. От расправы и убийства Новикова-прибоя и его товарищей спасли японцы. но весь огромный архив в ходе паогрома был уничтожен.
Тем временем революция в России разрасталась летом 1905 была объявлена забастовка на Сибирской ж д магистрали. А в лагерь военнопленных японцы впустили уже революционных агитаторов. которые уже стылили матросиков за их неумное поведение. Мол таких контррреволюционеров революционные железнодорожники Сибирской магистрали в Россию не повезут.
После этого матросы покаялись перед агитаторами, а Новикова — Прибоя и его товарищей принялись носить на руках. Даже вернули часть разграбленного архива.

Очевидно и царь и революция были для военнопленных дело второе и третье. А первое дело было — вернуться домой живыми.

Короче — занимайтесь любовью, а не войной.
+1
«Цусиму» читал еще в 7-ом классе…
-3
Какие придурки минусуют? Отчего? Больные, что ли?)))
0
Да потом Новиков-Прибой толстенную книжку написал 2Цусима" я её в детстве до дыр зачитал. Это была одна из любимейших моих книжек. Кстати в Цусимском сражении и кпейсер «Аврора» участвовал. Он благодаря бысьтроходности от японцев убежал и до конца войны был интернирован в нейтральном порту на Филипинах.
А во время похода командующей эскадрой адмирал Рожественский жуткий матерщиник, дразнил «Аврору» проституткой.
0
к чему все это?
0
давайте и Власова Андрея Андреевича вспомним)
0
Власов-один из ГЕНИАЛЬНЕЙШИХ Командармов… Незаслуженно оболганный…
-2
Вторая Цусима, про революцию-лажа… Читается с трудом, все натянуто…
+1
)))С Максова профиля пишусь…
0
И снова здравствуйте...)))
-2
Если заниматься историей как наукой, помнить и знать следует все, влиявшее на ход событий. Если история для вас только инструмент пропаганды, говорите о том что вам выгодно и что подтверждает тезис о том, что русские никогда не сдаются и предайте забвению факты опровергающие то, что вам хотелось бы представить как бесспорную истину.
+2
Если история для вас только инструмент пропаганды
история, это и есть инструмент пропаганды) вообще то нашел статью в которой говорилось о подвиге Русского солдата, но Вам походу не понравилась) и еще одна цитата:
«Ибо нельзя совершить добра, не причинив кому-то зла. Как нельзя причинить зла, не сделав при этом добра.»
-1
То, что статья мне не понравилась это не соответствует действительности. К тому же когда понравилось что то и ты согласился с чем то это не совсем одно и тоже.

Мне показался не соответствующим правде заголовок. Он мне тоже как бы понравился. Красиво звучит. Очень пафосно. Обычно меня тошнит от пафоса, но в этом случае даже почти и не тошнит. Плохо то, что, к сожалению, заголовок такой далёк от правды. И я не могу с ним согласиться. Он хорош как произведение искусства, но не является истиной с точки зрения науки.
И контрдоводы я приводил только против заголовка, а не против статьи.

Но если вы считаете, что мне лучше следовало идти мимо по своим интернет-тропам и помалкивать, я немедленно замолчу. Уважая ваши права как автора темы.
+4
Но если вы считаете, что мне лучше следовало идти мимо по своим интернет-тропам и помалкивать, я немедленно замолчу.
пожалуйста высказывайтесь) для этого статья опубликована
+2
То что в конкретных проявлениях и добро и зло понятия относительные, как, может быть, всё в этом мире за исключением Бога (Абсолюта) с этим я скорее согласен. Но в итоге мне нравится идея даосов — Недеяние. Поскольку раз даже делая добро всё равно вольно или не вольно для кого то причинишь зло, то может быть стоит вообще ничего не делать?
+2
то может быть стоит вообще ничего не делать
надо просто жить
«Я отрекаюсь от войны, и я отрекаюсь от мира. Ибо суть они форма расплаты за чужие ошибки и монета в споре за идеи чужие.»
+1
И труп твоего врага со временем и так пронесут мимо тебя. С одним из моих врагов так уже и случилось
0
ты Варяг вспомни…
0
Ага.
«А в котлах прежних войн и смут столько пищи для маленьких наших мозгов...» © В. Высоцкий.

Михаил Веллер о крейсере «Варяг» вспоминает так:
www.gramotey.com/?open_file=179veller_mihail_mahno

Под не менее впечатляющим заголовком:

«Россия доворовалась. Деритесь гады»

Строго говоря, русско-японская война началась из-за того, что в оккупированной и разделенной на зоны влияния Корее генерал Алексеев не поделил деньги с японскими чиновниками. Жадный и экономически озабоченный генерал влез с парой-тройкой бизнесов в японскую сферу. Японцы выразили протест, и вследствие малого роста и плоских желтых лиц были посланы орденоносным генералом туда, где промеж японскими самураями даже в старые времена случался гомосексуализм. Подумаешь, русская лесопилка пилит корейский лес там, где японцы сами хотели. Мы им обещали? Перетопчутся.
Токио выразил протест Санкт-Петербургу, и верхушка оборонного ведомства проконсультировала по этому вопросу Государя в том духе, что мы повыдергаем ноги всей Японии силами одного пластунского полка.
А-а-а!!! Запахло оборонными заказами и войсковыми поставками! Экономическая партия войны услужливо раскрыла кошельки для министров и генералитета, одновременно готовя мешки под денежный дождь.
А эксперты по внутренней политике доложили, что маленькая победоносная война благотворна для консолидации населения против внешнего врага, внутрисоциального примирения и вообще радости и оптимизма под патронажем Короны.
Тем более что и железная дорога на Тихий океан уже построена.
5.
Боже, как воровали!
Царев батюшка, даром что алкоголик, был плодовит. Его приплод выжирал страну, как кролики – морковную грядку. Один из Великих Князей патронировал Военно-морской флот. Как-то он спер деньги на пару броненосцев.
О, министр путей сообщения! «Ваше превосходительство, я вручу Вам за это решение пять тысяч, и об этом никогда не узнает ни одна живая душа! – Давайте десять, и пишите об этом хоть во всех газетах!»
Деньги на армию, строительство, дороги, образование, семенное зерно для крестьян пострадавших губерний, казенные заводы – уходили в роскошные особняки, дачи, экипажи, пиры.
Покупались и продавались: чины, должности, решения, законы.
6.
Низы ненавидели власть как чужую себе и не верили ничему.
Народившийся средний класс властью брезговал.
Верхушка относилась к декларациям собственной власти с циничной иронией, а к политике собственной власти – со вздохом понимаемой неизбежности.
Эта триединая хрень называется «революционная ситуация».
+2
напоминает сегодняшнию ситуацию в стране.
+2
7.
Наверх вы, товарищи, все по местам! Нет сил не упомянуть геройский подвиг «Варяга». Мойте руки чище – мы прикасаемся к легенде.
Крейсер «Варяг», филадельфийской постройки корабль, купленный у США, стоял в гавани Чемульпо вместе с канонерской лодкой «Кореец». Заметьте: в преддверии войны, с учетом работы штабов и разведок – никаких конкретных планов и предупреждений моряки не имели.
К внешнему рейду приблизилась японская эскадра и сообщила семафором и беспроволочным телеграфом, что поскольку началась война, японцы требуют русские корабли сдать им. Команда может убираться куда угодно, в противном случае русские корабли будут обстреляны и утоплены. Но поскольку Чемульпо – нейтральный порт, и в нем много кораблей других стран, и японцы не хотят их повредить, то стрельбы они не хотят. И вот вам даже несколько часов на размышление. Мы понимаем, что моряки – люди чести, вы можете пока снестись со своим командованием.
Каперанг Руднев, командир крейсера, забил телеграммы в петербургское Адмиралтейство. Доложите обстановку. Доложил обстановку. Что думаете предпринять? Согласно полученному приказу. А сами? А сам жду приказа! Вашего! Возможен ли прорыв в Порт-Артур к нашим основным силам? Да вы что: эскадра блокирует выход! Приказать сдаться мы вам не можем. А что делать???!!! Попытайтесь прорваться, действуйте по обстановке, честь русского флага держите на высоте. Не сомневаемся в вашем мужестве и командирской зрелости. (А чтоб вы все сдохли!!)
На «Варяг» направляется начальство порта и капитаны стоящих в нем судов – немцы, французы, англичане: господин капитан первого ранга, японцы угрожают бомбардировать порт в случае укрытия в нем кораблей враждебного государства, то есть ваших. Решайтесь, пожалуйста, на что-нибудь.
Руднев мучится и тянет время. Адмиралтейство мычит и молчит.
Господин капитан первого ранга, неблагородно прикрываться мирными нейтральными судами от врага! Это будет позор на весь мир!
Руднев плюет, играет снятие с якорей и боевую тревогу, выходит из порта и поднимает боевой вымпел. Удивленные японцы оттягиваются назад, чтоб перелетом не задеть порт. На семафор сдаться «Варяг» дает полный ход на норд-норд-ост в сторону Порт-Артура. Эскадра дает залп, «Варяг» и «Кореец» отвечают. Пристрелка, накрытие, японские разрывы на «Варяге». Полным ходом русские разворачиваются и возвращаются в гавань. Японцы прекращают огонь и следом не гонятся.
Из семисот человек команды на «Варяге» – тридцать семь убитых в результате японских попаданий. Итог: вступили в бой с превосходящими силами противника, есть повреждения и потери, попытка прорыва не удалась, вынуждены вернуться в порт, честь сохранена.
Адмиралтейство всё предписывает действовать по обстановке.
Портовые власти и капитаны гражданских судов негодуют. Не хотят подвергаться опасности, к которой непричастны.
Японцы предупреждают, что вынуждены будут принять меры. И требуют от порта, коли он нейтрален, не укрывать военные корабли воюющей стороны.
Русское правительство велит избегать международного конфликта и блюсти престиж России.
Руднев принимает решение и ответственность на себя, что и требовалось начальству, и отдает приказ. Экипажи с личными вещами, судовыми документами и кассой сходят на берег. Подрывные команды устанавливают на днища подрывные заряды и открывают кингстоны, после чего гребут к берегу.
На ровном киле корабли садятся на грунт – на неглубоководье внутреннего рейда. (Вскоре японцы откачают воду и поднимут их, введя в строй своего императорского флота. Под именем крейсера «Сойя» бывший «Варяг» будет ходить под флагом восходящего солнца вплоть до 1916 года. Потом Япония передаст его уже союзной России, и «Варяг» погонят в ремонт и переоборудование в Англию, и по дороге он утонет уже окончательно.)
Итак, Руднев показал себя грамотно мыслящим командиром: заведомо бессмысленная и неудачная попытка прорыва была лишь обозначена, бой обозначен, потери обозначены! Отступление в надежде спасти корабли и людей оправдано! Затопление перед угрозой захвата кораблей врагом или урона престижа России вследствие обстрела японцами нейтрального порта – такое затопление выглядело мужественным решением. И Адмиралтейство ни в чем не виновато. И миру продемонстрировали храбрость и благородство.
Затонуть в бою на морской глубине – это, конечно, совсем благородно: не дать врагу захватить свои корабли и погибнуть с честью, не спустив флаг. Но это слишком уж.
А затопиться в гавани сразу – как-то не храбро, не боевито.
А тридцать семь убитых из семисот экипажа: и потери ерундовые, и к чести России их гибель.
Руднев правильно понимал политику правительства и двора.
Японцы чуть-чуть попрактиковали комендоров в стрельбе и получили два малоповрежденных и легко поставленных в строй боевых корабля.
А русские!..
Торчание в международном порту до последней возможности – не упоминали. Короткую морскую стычку объявили ожесточенным сражением. Самозатопление подали как акт самоотверженного мужества несдавшихся. Бегство обратно в порт и ту подробность, что затопились в порту, организованно сойдя на берег с вещами, замолчали вообще. Число жертв не уточняли. Но подчеркивали превосходящие силы японцев.
Пропаганда обернула мелкую, удачную и бескровную победу японцев – при беспомощности и реальном бездействии (за невозможностью предпринять что-то значимое) русских кораблей – моральной победой и славным делом. Газеты запели!
Команды привезли по железной дороге в Петербург. За это время один восторженный германец написал песню о «Варяге», ее мгновенно перевели на русский – дословно!
(Ауф дек, камараден, ауф дек!)
Песней встретили моряков, и запела вся страна! Царский прием в Зимнем дворце, поголовно георгиевские кресты. торжественный обед! Фотохроника!
Пропаганда работала иногда отлично. Сто лет почти все уверены, что корабли погибли в бою, предпочтя это спасению.
8.
Японцы сноровисто вломили русским под Ляояном и Мукденом. Русские броненосцы были частично утоплены, частично захвачены, мало кто ушел во Владивосток, Порт-Артур пал. Генерала Куропаткина поносили, генерала Стесселя судили. В стране шли слухи о воровстве интендантов, бездарности командиров и безжалостности к жизням солдат. Инвалиды крутили шарманки, и щемящий вальс «На сопках Маньчжурии» высекал слезы из глаз.
9.
А потом японцы быстро и без потерь со своей стороны утопили в Цусимском проливе почти весь русский флот. Это потрясло!.. Потрясенные искали оправданий и объяснений. То говорили о несравненном героизме русских моряков – хотя и к вечеру сражения, и еще на следующий день целый ряд оставшихся на плаву броненосцев выкидывал белые флаги – прося японцев снять раненых и оказать помощь. То придумывали сказки о небывалой японской взрывчатке – «шимоза» – хотя это еще одно название пикриновой кислоты, она же лиддит, которой тогда начиняли снаряды морских орудий все флоты мира. То объявляли уже то, что флот вообще дошел от Кронштадта до Цусимы, морским подвигом. А поражение – потому что порох в тропиках отсырел (веками болтались в тропиках английские и испанские армады, паля из пушек – и попадая в цель!).
Короче, японская война подорвала веру народа в мощь России. Национальное унижение. Рассказы о всеобщей неумелости и раздолбайстве. Бессмысленность жертв. Неспособность власти организовать военные действия. Нищета и бесправность нижних чинов.
+3
А ещё отдельлные нетрадиционно патриотичные историки утверждают, что и Отечественная война 1812 года началась по вине толстосумов.

Ведь перед войной два императора наш Александр I и ихний Наполеон I провели саммит в Тильзите на плоту на реке Неман. И договорились не только о разделе континента к общему удовольс твию, но и о совместной континентальной блокаде Великобритании, продолжавшей воевать против Наполеона. Россия как бы воевать против Англии не обещала, но пообещала ничего у неё не покупать и ничего ей не продавать.

Но в итоге Россия вовсю это обещание нарушала и торговала с Англией. Есть версия что Александр I не решился приструнить тогдашних олигархов, крупных помещиков, которым непременно необходим был британский рынок для сбыта ихнего барахла, всяких там пеньки, дёгтя, корабельного леса.

И именно поэтому в ходе войны Наполеон не решился провозгласить отмену крепостного права в захваченных им губерниях России. Что ему многие советовали.

Потому что целью войны для него был не столько захват России сколько принуждение её к соблюдению континентальной блокады против Англиии. Отмена крепостного права могла бы спровоцировать огромную смуту, аналогичную той что сумели раздуть немцы с помощью Ленина 105 лет спустя. Но в этой смуте, когда бы ещё сформировалось новое правительство в России, которое было бы способно контролиоровать порты и соблюдать блокаду…
+3
Я бы лучше вспомнил про подвиг 300 спартанцев.

Великий беспримерный подвиг. На их братской могиле поместили скромную эпитафию:

«Путник, возвести Лакедемону, что мы лежим здесь верные закону».

Но ведь вот какое дело. Даже с ними всё не так уж однозначно.

Я не про то, что во времена спартанцев, русского народа ещё вообще не было.

Я про другое. Сражались спартанцы как бы за свою свободу и независимость.

Но сами то они были все до одного коллективными рабовладельцами и угнетателями. В ещё более древние времена точно так же как персы вторглись на Пелопонесский полуостров с севера. И поработили тамошних жителей илотов, сделали илотов своими рабами. И жили за их счёт. Именно труд илотов позволял спартанцам не работать, а с раннего детства только тем и заниматься, что упражняться в боевых искусствах. Причём спартанские мальчики имели обыкновение в своих военных лагерях бродить по своей стране и чморить бедных илотов, чтобы тем и в голову не приходило сопротивляться угнетателям.

То есть выходит, что 300 спартанцев погибли не только за свою свободу, но и за своё право угнетать и порабощать других.

В этом контексте подвиг тех, кто сражался против римлян под предводительством Спартака как бы благороднее. Их кстати потом тех кто выжил распяли на крестах тем же способом казни, что потом Христа убивали.

А что было бы если бы они победили?

В Древнем Египте и в Китае, бывали случаи, когда подобные восстания побеждали.

Так в итоге бывшие рабы становились новыми рабовладельцами.

В общем я к тому клоню. Что бы вы подумали. А ради чего стоит действительно совершать подвиги? Идти на смерть?

За что сражались те герои в 1915 году? За то, что бы Россия получила контроль над проливами Босфор и Дараданеллы? Или просто за царя? Или за государство как таковое? Но ведь государство это машина позволяющая одним людям угнетать других.

А может такие вопросы вообще крайне вредны и опасны?

Если каждый начнёт слишком много думать о том, за что стоит воевать а за что не стоит, вместо того чтобы бездумно выполнять приказы, потому что они не обсуждаются, это же подорвёт дисциплину любой армии…

И вместо того, чтобы умирать ради интересов тех, кто получает прибыли от военных заказов, солдаты придумают как уж если и воевать, то за свои собственные интересы.

Это однако тоже не так просто. Понять а в чём состоят твои собственные интересы. Обычному человеку наверно проще довериться всё таки профессиональным политикам. По крайней мере пока в основном так и происходит. Сколько бы люди политиков не ругали, в итоге они так или иначе им и подчиняются и воюют за них. Потому что не верят, что могут сами жить без всякой власти.

Мало ещё настоящих анархистов, которым не нужна никакая власть и никакое кровопролитие, чтобы анархия могла восторжествовать и люди свято оберегали бы и свою и чужую свободу.

И тем не менее да здравствует анархия!
Будьте реалистами, требуйте невозможного!
+3
А ради чего стоит действительно совершать подвиги? Идти на смерть?
А ради чего жить?
опять цитата)
«А кто не может отличить свет от тьмы, тому не дано отличить любовь от ненависти.
И не отличить тому жизнь от смерти. Есть ли у тебя что-нибудь дороже жизни? Не ищи, ибо все равно не сможешь ответить на этот вопрос.
Ничего у тебя нет дороже. Жизнь твоя — твое величайшее благо. А худшее, что дано тебе — смерть. Ибо нет оттуда возврата.
Сколько бы не говорили: позор пуще смерти, честь пуще жизни, оставь это другим. Ибо живым ты и позор искупишь, и честь свою отстоишь.
Мертвому же, увы. Любой хулить может его за гробом, он не ответит. Не отомстит врагам за себя. Так разве же мертвому лучше, чем живому?»
+2
а как же Евпатий Коловрат?
Евпатий Коловрат — герой русского эпоса. Во многом напоминает героя былин, которому, однако, пришлось биться не с Соловьем-разбойником, не с Идолищем поганым, а с самым реальным врагом Руси — ратью Батыевой.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» — одно из самых трагических произведений древнерусской литературы (написано, скорее всего, в начале XVI века). О содержании его говорит само название. Летописный рассказ о приходе полчищ Батыя на Русь соединяется здесь с элементами былинного и легендарного повествования. Один за другим гибнут рязанские князья, хотя они бесстрашно бьются против превосходящих сил врага. При этом им удается уничтожить множество татар. Вот некоторые эпизоды борьбы: «И была сеча зла и ужасна… Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два с десятью тысячами… И бились так крепко и нещадно, что и сама земля застонала, а Батыевы полки все смешались. И едва одолели их полки сильные татарские. В той сечи убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский, и многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство: удальцы и резвецы, узорочье и воспитание рязанское — все равно умерли и единую чашу смертную испи-ли. Ни один из них не повернул вспять, но все вместе полегли мертвые… И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань в 21-й день декабря. И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили… и весь град пожгли, и всю красоту знаменитую, и богатство рязанское… И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было туг ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о чадах, ни чад об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые...»
Вот в этот-то момент в повести появляется «некто из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат»: с одним из князей он находил-ся в Чернигове и, узнав о нашествии Батыя, поспешил домой; «и выступил из Чернигова со малою дружиною, и помчался быстро». «И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты… И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем». Обратим внимание, как древний русский писатель предельно сжато передавал состояние человека: горе и жажда мщения охватывают Евпатия при виде случившегося. Он опоздал к главному сражению и теперь хочет наверстать упущенное, хотя и знает, что ему придется разделить участь всех рязанцев. Безоглядное стремление выполнить воинский долг и готовность испить «единую смертную чашу» — это в равной степени свойственно на-родному богатырю и княжескому воеводе. «И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, соблюденных Богом вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек их татарскими. Татарам почудилось, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.
И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и что мне много зла творите?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, а витязи мы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного князя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому»… Ответ пленных воинов заставляет вспомнить символику многих народных песен, в которых битва уподоблялась пиру: на нем врагов «чествовали» оружием, «подносили» им «чаши» — то есть смерть. Батый решает выслать против Евпатия своего шурина — богатыря Хостоврула. Тот похвастался, что приведет русского воеводу живым. «И обступили Евпатия сильные полки татарские, желая живым его взять. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполнен силою и рассек Хостоврула на полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних на полы рассекал, а других до седла разрубал.
И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями (военачальниками), и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю мурзы, князи и санчакбеи: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею, а два с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал Батый, смотря на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотче-вал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».
Евпатий Коловрат, подобно былинным богатырям, уничтожает вражескую силу, противопоставляя ей свою богатырскую мощь. Но, в отличие от былин, сражение оканчивается гибелью героя. Кроме того, Евпатия окружает дружина — это обычные воины, не богатыри. И, наконец, не забудем, что подвиг и гибель Евпатия вписаны в конкретное историческое событие 1237 года и о Евпатий говорится как о реальном лице — княжеском воеводе. Это переплетение исторической конкретики и эпического вымысла, а также поэтических элементов, близких к поздней народной исторической поэзии, позволяет предположить, что вся история об опоздавшем на битву воине, испившем свою смертную чашу, восходит к историческим песням XIII—XIV веков, в которых запечатлелись трагедия и героизм русских людей времен татаро-монгольского нашествия.
slavyans.narod.ru/herous/evpatiy-kolovrat.html
+4
Высшая ценность — сама твоя жизнь, это в том случае, если ты своё Эго помещаешь только в пределах своего бренного тела. Если твоё сознание настолько узко. если же ты гтов расширить своё сознание до трансперсонального состояния…
При этом сколько бы ты не носился с важностью ценности своей жизни, она во времени ограничена и потому всё равно ты обречён на смерть по-любому. (По крайней мере пока не изобрели методики бессмертия)
А так ли уж важно, помрёшь ты через 20-30 лет в болезнях и муках от дряхлости своего организма (бессмысленно) или прямо сейчас, но красиво и с музыкой (со смыслом)?

если бы не было этих соображений, люди наверно и не воевали бы столько. Предпочли бы так или иначе договариваться миром. Но обычно всегда находились ценности ради которых люди были готовы и погибать и убивать. Ибо без этих ценностей жизнь становилась не только трудна и скучна, а иногда и просто мучительна и невыносима.

Часто в социокультурной среде в результате социальных игр рождались представления о ценностях акромя шкурной заботы о собственной жизни.

И даже в соответствии с современными научными представлениями (как я понимаю) любого человека можно рассматривать не как важный объект и суперценность, а всего лишь как передаточное звено эстафеты, передаваемой ДНК от поколения к поколению. И тогда ценна не жизнь человека сама по себе, а роль жизни каждого конкретного индивидуума в передаче ДНК и создании социокультурной среды. И то и другое в контексте дальнейшего хода эволюции. При этом эволюционирует не отдельный индивидуум. И даже не всё человечество. А всё живое. Эволюционирует в поисках более совершенных форм, наполненных более осмысленным содержанием. Вот это совершенствование возможно и есть более высшая ценность, чем тупо жизнь отдельного человека.

(При этом война, создавая особо экстремальные условия, становится одним из факторов стимулирующих процес отбора и ускоряющих научно-технический прогресс.)

Подобно тому как муравей сам по себе нежизнеспособен без муравейника. Следовательно и жизнь отдельного муравья далеко не самое главное.

И ведь жизнью люди рискуют не только на войне. Исследователи совершают те или иные акты экспансии и в иных сферах, осваивая новые территории, как в географическом отношении (теперь выйдя уже и за пределы этой планеты) так и в информационном. Люди иные готовы были умереть за новое знание, ставя медицинские эксперименты на себе или облучаясь радиацией в ходе физических экспериментов…

Но именно на войне риск смерти становится массовым. В случае с рискующими жизнью исследователями это на порядок менее массовое явление и более добровольное.
+3
Баранов, опять философия?! А как же жизнь положить за други своя?! Самому-то слабо, поди? Поразмышлять на эту тему-пжста… А делать-дядя?;)
0
г-ну баранову в окопе посидеть под пулями, вот бы тем появилось бы.а не «рассусоливать» всякую хрень.
+1
г-ну баранову в окопе посидеть под пулями, вот бы тем появилось бы.а не «рассусоливать» всякую хрень.
Да староват он уже для окопов-то, пусть лучше философствует :)
+3
Господа, предъявляя мне такие крутые претензии, надо полагать, вы свои жизни за своих друзей уже отдали и пишите это с того света.

мне под пулями посидеть в окопе весьма сложно, ибо военный комиссариат признал меня годным только к нестроевой службе и только в военное время как раз. В смысле если бы я и погиб на войне, то не в окопе, а к примеру охраняя какой-нибудь склад.

Но знаете, требовательные вы мои, в России идёт такая криминальная война всех против всех, что погибнуть у нас можно достаточно легко почти на каждом шагу.

В августе 2000 года в полночь меня пара наркоманов реально пыталась убивать на улицах нашего родного города. Отделался я тогда сломаным ребром.
+3
Нестроевая служба-тоже хорошо… Окопы копать будешь)))
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.