avatar

Огарево - станция на железной дороге, которой больше нет

Опубликовал в личный блог
+1
Станция Огарево находится на 392 версте от Смоленска, в Крапивенском уезде.
Станция в шести верстах от большого торгового села Огарева, с населением до 1800 человек, еженедельными базарами и ярмарками.Окрестное население занимается исключительно земледелием, кроме хлеба, возделывается сахарная свекловица, отправляемая со станции Огарево на ближайшие сахарные заводы.
Водоснабжение станции устроено из артезианского колодца, глубиной 67,14 сажени (143,3 метра).
( Линия Смоленск — Раненбург. Описание станций и их окрестностей. www.ruzgd.ru/ogarevo.shtml )




В самом начале мы задумывали пеший переход от Волово до Теплого, расстояние примерно 25-28 км. Прогулка вдоль насыпи глубоко законсервированного участка Волово — Теплое железной дороги Смоленск — Раненбург с посещением заброшенной станции Огарево. На картах в гугле и яндексе на протяжении всего этого участка
железнодорожное полотно присутсвует, а на яндексе есть даже станция Огарево.

Однако, зная, что железнодорожного полотна там, несмотря на его присутсвие на всех картах, нет, решили не рисковать и не тратить силы. Доехали до поворота, который по карте ближе всего к бывшей станции и двинули пешком. По прокатанной среди полей дороге добрались до места, где раньше проходила железнодорожная ветка, о месте переезда свидетельствуют щели в плитах на бывшей насыпи.



Далее свернули на неё и пошли по направлению к Теплому.



О существовании здесь когда-то весьма оживленной ветки сейчас догадаться не так просто. Посадки, по
обеим сторонам дороги очень сильно разрослись, на месте, где располагалось полотно, растет кустарник и
молодые деревца, в некоторых местах сохранился щебень и старые сгнившие шпалы, но таких мест немного.







Встречаем место, на котором когда-то был еще один переезд, в зарослях стоят остатки будки смотрителя.
За переездом, вдоль(или вместо) насыпи, тянется небольшая укатанная колея. Идем вдоль неё, и натыкаемся
на ямы и следы от ковша, первое предположение, что копают кабель, но такие ямы ради кабеля вряд ли, скорее всего местное население раскапывает оставшийся песок для строительства. Щебень уже весь вывезли.



Вообще, слышал такую историю, что как-то приезжали сюда военные с целью инспекции консервации ветки. Железная дорога все таки стратегический объект и учитывается в разного рода планах на чрезвычайные ситуации. Так вот железной дороги они тут нашли, после чего разразился большой скандал, но видимо так и затих.
Здание станции Огарево находится в глубоких зарослях. Заметить с первого раза не так просто.
Присмотревшись становятся видны стены, крыши уже нет, второй этаж почти везде обрушен, но табличка с названием станции все еще висит. Стены здания обваливаются, и скорее всего осталось зданию еще несколько лет.















Осмотревшись, замечаешь остатки инфраструктуры станции, плита перрона, штакетник, в некоторых местах все еще стоят телеграфные столбы.





За станцией находится водонапорная башня. Башня сохранилась гораздо лучше. Целы рамы и некоторые стекла, но всё, что было на первом этаже разрушено.








Внутри башни была кирпичная лестница, её предварительно разрушили, что и помогло башне остаться в таком «неплохом» состоянии.



На верхнем уровне, где располагалась емкость, живут голуби.

Побродив, еще немного по зарослям вокруг этого места, отправляемся назад. Представляя как в начале прошлого века тут ходили паровозы, и проезжал Лев Толстой.




5 комментариев RSS
avatar
Да, поездка была интересная. Доберусь до дома, выложу свою порцию фотографий. На меня лично особое впечатление произвела водонапорная башня. Очень красивая. Интересно было бы придумать способ монетизации этого добра.
avatar
Если я не ошибаюсь, перед въездом в Теплое раньше была ж/дорога, её ведь не так давно разобрали то, даже поезда ходили по ней (если память мне не изменяет)
avatar
Именно об этой однокалейке и идет речь. Ее разобрали на участке Волово-Теплое. Вообще, когда видишь, во что превратилось деяние рук человеческих, становится грустно.
avatar
вот тут вот obolev.livejournal.com/6584.html ребята прошли почти всю ветку.
avatar
Железнодорожная станция Огарево Тепло-Огаревского района — маршрут в никуда.

Почти 20 лет назад прекратила свою работу железнодорожная станция Огарево, некогда располагавшаяся на территории Тепло-Огаревского района. Ветка, на которой находилась станция, относится к дороге, построенной в 1897-1899 годах Обществом Рязанско-Уральской дороги. Это была одна из крупнейших отечественных частных транспортных компаний тех лет.
Линия брала свое начало на станции Козлов (ныне Мичуринск) Тамбовской губернии, пересекала несколько южных уездов Тульской губернии и заканчивалась на станции Смоленск Риго-Орловской ЖД.
Сейчас о станции напоминает только ветхое здание без стекол и крыши с остатками названия на фасаде. Сохранилась низенькая покосившаяся изгородь, а за ней — вот так сюрприз! — растут садовые цветы.
Здесь отшельницей живет 84-летняя Мария Ивановна Машкова. Вместе с мужем она проработала на станции Огарево более 10 лет. За этот труд, а также за участие в Великой Отечественной войне баба Маня имеет медали и грамоты. Пенсионерка водит кур, держит небольшой огород. Воды в доме нет с тех пор, как все поразъехались.
А ведь раньше на станции жизнь била ключом. Вдоль полотна стояли более 30 многоквартирных домов. Станция обеспечивала работой всех местных жителей. После того, как ветку законсервировали, люди отправились на заработки в соседний колхоз Красногвардеец.
Деревянный магазинчик в Огареве благодаря близости к «железке» считался самым шикарным в окрестностях. В нем в советские годы можно было найти дефицитные товары. Жители соседних деревень, где имелись свои торговые точки, предпочитали ходить за продуктами на станцию.
Сейчас даже места, где когда-то стоял магазин, не найти. Здание сгорело спустя несколько лет после прекращения работы станции.
Рядом находится общее захоронение советских и немецких солдат. Каждый год школьники из соседнего поселка возлагают цветы в память о погибших осенью сорок первого. Говорят, однажды сюда из Германии приезжали родственники не вернувшихся в «фатерлянд».
Несколько лет назад неизвестные разобрали и вывезли рельсы, отлитые еще в царское время. Скорее всего, эти свидетели трех русских революций закончили свой век в пункте приема металлов. По факту кражи было заведено уголовное дело.
О месте, где когда-то была дорога, теперь напоминают только бетонные плиты, служившие раньше перроном.
То, что в Огарево когда-нибудь придет поезд, трудно даже и представить. Да и восстанавливать линию никто не собирается. Молодое поколение близлежащих деревень и поселков уже и не знает, что когда-то в нескольких километрах раздавался паровозный гудок.

Наталия Здорова. июль 2010
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.