
Скульптор Чернявский. Продолжение истории.
+3

История не знает сослагательного наклонения. Так принято говорить. А, собственно, почему? Разве так уж бесполезно обращаться к урокам истории, размышлять о разных возможностях ее развития? Напротив, мы слишком мало их вспоминаем. Как вы думаете, почему тоталитарные режимы предпочитают искажать факты истории? Не потому ли, что в прошлом сокрыта сила, способная повлиять на будущее?
История России – это история богатой, духовно наполненной, сильной страны. Необходимо помнить об этом. Для того, чтобы идти дальше, уважая себя, развиваясь и сохраняясь. Вот почему любое обращение к памяти так важно для всех нас.
29 мая 2001 года в Ростовской области, на Казачьем Мемориале в станице Еланской Шолоховского района, открывается памятник Матери-Казачке.
Это очередная монументальная работа известного московского скульптора и художника Константина Чернявского. В свои пятьдесят с небольшим лет Чернявский завоевал широкую известность и признательность множества людей не только в России, но и за ребежом.
СКУЛЬПТОР ЧЕРНЯВСКИЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ.

На Еланском Казачьем Мемориале. Июль 2009 года.
Слева направо: основатель Еланского Мемориала
В.П. Мелихов, скульптор К.Р. Чернявский.
Чернявский Константин Родиславович происходит из Донских казаков. Родился в Ростове-на-Дону в 1959 г. С 1983 года — член Московского Союза художников.
В 1976 г. Поступил в Ростовский государственный педагогический институт на художественно-графический факультет, а в 1983 г. окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова, факультет скульптуры. За годы учёбы окончательно определился в выборе основной темы творчества – русская история, казачество в истории и фольклоре.

Памятник Матери-Казачке. 2011 год.
Казачий Мемориал. Станица Еланская Ростовской области.
С 1976 года он участник областных, московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. В 1986 году Академия Художеств СССР приобрела у него скульптуру «Казак с Дону» и передала её в музей Великой Отечественной Войны на Поклонной горе. Произведения выставлялись в Московской и Государственной Думах, а также в Кремле. Работает в жанрах миниатюрной, станковой, монументальной скульптуры.
Преподавал скульптуру, рисунок и анатомию в художественно-промышленном училище им. Калинина, в художественно-промышленном училище в Измайлово (Москва), в Институте декоративных искусств (Пекин, Китай).

Русский порубежник. 1997 год.
Творчество скульптора буквально пропитано богатой, красочной историей Руси-России. В первую очередь, терпким воздухом родной Донщины. Овеяно древними русскими легендами, сказаниями, былинами и былями. Взлелеяно казачьими песнями. Мастер искренне увлечен отечественной историей. В его произведениях оживает прошлое, настоящее и будущее нашего народа и Отечества.
Что такое скульптура знают все. Но мало кому известно (кроме, конечно, специалистов), что монументальное искусство требует целого комплекса особых знаний. Эти знания формировались веками. Надо признать, что в советский период, когда были созданы многие мемориальные комплексы, навыки эти получили дальнейшее развитие. Сегодня, со сломом системы, поддерживающей художников, исчезли многие ценные возможности и наработки. В результате мы получили ситуацию, в которой к созданию монументальных произведений готов далеко не каждый скульптор. Вместе с тем, потребность в создании мемориальных комплексов и памятников отнюдь не перестала существовать. Напротив, она даже возросла. Ведь весьма одностороннее отношение к историческому и культурному наследию, характерное для советских десятилетий, оставило без внимания целый пласт событий и явлений.

Казак з Дону. 1984 год.
Творчество яркого художника – всегда волнует, вызывает противоречивые отзывы. Скульптор К.Чернявский – один из таких мастеров. Неслучайно его искусство отличается особой многоплановостью от героики до поэзии и философской глубиной. Вместе с тем диапазон его творческих возможностей необычайно широк. В наши дни, учитывая трудоемкость искусства ваятеля и множество факторов реальности, в которой человеку культуры на государственном уровне отводится предельно скромная роль, можно встретить не так много скульпторов, способных одновременно заниматься созданием монументальных композиций и станковыми формами. Основательность, работоспособность, пластический талант и дар мыслителя позволяют Чернявскому с одинаковым успехом обращаться к самым разным темам и формам скульптуры.
Герои произведений Константина Чернявского – герои древнерусского эпоса, русской истории, казаки и казачки, подвижники веры Православной.

Донские казаки преподносят в ознаменование Куликовской Победы
князю Дмитрию Донскому икону Гребенской Божией Матери
(верующим известна как Донская икона Божией Матери). 2005 год.
Особая область его искусства – портреты. Русская школа ваяния, среди непревзойденных мастеров которой можно вспомнить великого Ф. Шубина, всегда славилась психологизмом образов, тонко переданной характеристикой моделей. Среди лучших произведений Константина Чернявского серия «Потомки казачьего рода», которая состоит из портретов современников – Калашникова М.Т., Атамана Союза казаков Мартынова А.Г., главкома ВВС России Дейнекина П.С. и др.
Классические погрудные портреты сочетаются в творчестве скульптора с портретами композиционными. Разнообразие пластических схем, которые находит мастер, обеспечивают ряду этих работ удивительную вариативность. В наши дни в скульптуре отчетливо прослеживается тенденция снижения значимости образов, их постепенный переход в область мелкой пластики, далеко не всегда отличающейся безупречным вкусом. Немногие скульпторы продолжают удерживать богатые традиции русского ваяния на прежней высоте. Константин Чернявский в их числе. Его искусство, благодаря профессионализму и незаурядным способностям, демонстрирует самые разные возможности пластического видения мира.

«Степан Тимофеевич по Дону разъезжает…»
(Разин сзывает народ). 2003 год.
Особо хотелось бы отметить, верность избранной теме и неизменную духовную основу всех создаваемых скульптором образов. Без последней составляющей невозможно представить суть русской традиции. И в этом К. Чернявский является её последовательным продолжателем. В его искусстве важное место принадлежит образам святых. Скульптор трактует их с должным уважением. И вместе с тем, позволяет почувствовать их особую теплоту и близость людям, на которую мы всегда уповаем, обращаясь к небесным заступникам. В качестве примера можно вспомнить созданный мастером образ святого Трифона – покровителя сокольников.
Интерес к применению в скульптуре исконных традиций православного искусства прослеживается в целом ряде произведений Чернявского. Среди них «Преподобный Сергий Радонежский», «Святой Александр Пересвет – схимонах-воин», «Казачья мадонна». Скульптор продолжает поиски, прибегая к созданию многофигурных композиций в технике прорезного рельефа «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву», «Войско Дмитрия Донского в походе», «Донские казаки преподносят в ознаменовании победы Дмитрию Донскому икону Гребенской Божьей Матери». Эти выполненные в бронзе произведения отличает виртуозная легкость графики. Работая над деталями, художник находит необходимую меру обобщения, при которой проработка мельчайших подробностей не нарушает целостности образа.
Особо отметим: несколько выдающихся работ скульптора Константина Чернявского посвящены ключевому событию в истории Тульского края. А именно — Куликовской битве (1380 год) при слиянии Дона и Непрядвы и её героям. Знаменитое на весь мир Куликово Поле расположено всего в сорока километрах к северу от Красивомечья. Согласно устоявшейся научной практике, современный Ефремовский район входит в историко-ландшафтный ареал Куликова Поля.
Чернявским разработан и осуществлён ряд проектов памятников, посвящённых казачеству.
Станковые работы мастера находятся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом, монументальные – в Архангельске, Сочи, Ярославле и др. городах и весях. Скульптор удостоен многих общественных, корпоративных, церковных, государственных наград — « За радение о казачестве», Московского Кремля, «За вклад в русскую культуру», Патриарха Московского и всея Руси и др. Он победитель и лауреат многих российских, зарубежных, международных конкурсов, выставок, премий, проч.

Гроза Кавказа – Яков Петрович Бакланов.
Некоторые знатоки называют Чернявского скульптором Русского мира масштаба покойного Вячеслава Михайловича Клыкова. Особую известность Константину Чернявскому примесла серия монументальных скульптур-памятников святым Петру и Февронии Муромским. Эти православные святые издревле считаются покровителями семьи и брака. Чернявский вдохновенно и мощно буквально воспел на всю необъятную Россию прекрасную историю любви и жизни этих реальных исторических персонажей. Кстати, с 2008ого по инициативе депутатов Госдумы отмечается День семьи, любви и верности. И празднуется он 8 июля — в День святых покровителей семьи и брака Петра и Февронии. Несмотря на тяжелые жизненные испытания, «счастливо живших долго и умерших в один день».

Константин Чернявский создал уже восемь разных композиций о благоверных Петре и Февронии Муромских. Композиций высокохудожественных, но абсолютно не похожих друг на друга. Они украшают российские города Архангельск, Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Самару, Санкт-Петербург, Сочи, Ярославль. Насколько мне известно, в планах – еще ряд крупных городов России.
Сегодня почти готов к открытию памятник в дальневосточном Благовещенске.
Чернявский человек дела. Трудится, что называется, не покладая рук. Трудолюбие, безусловно, одно из слагаемых его успешного восхождения к вершинам мастерства. Чернявский к тому же — и человек слова. Не краснобай. Словами и обещаниями не расбрасывается. Если же обещает – обещанное выполняет (хоть кровь из носа). Коль выдаётся свободное время – читает. Часто – серьёзные книги по истории.
Да. Для очень многих наших соотечественников, переживших смену политических идеологий, переосмысление истории только продолжается (или только начинается). Трагедия растерзанного, раздвоенного сознания, когда человек, любящий свою страну, не может понять (и принять) сложные, трагические изгибы истории.
Как это ни странно, на первый взгляд, может прозвучать, но события, столь удаленные от нас по времени, до сих пор не утратили своей актуальности. Ведь каждый из нас, независимо от эпохи, решает для себя одни и те же вопросы – что для меня является Отечеством, и какое будущее его ожидает?
Увы, происходящее с нами пока свидетельствует о том, что мы слишком редко задаем себе эти вопросы.

Памятник Добровольцу Русской Армии.
г. Подольск Московской области. 2010 год.
Однако, пришло время, когда каждый способен проявить инициативу, решив для себя, что он хочет и может сделать для развития отечественной культуры, искусства, истории. А, значит, и для себя самого и своих детей. У которых появится шанс вырасти не жалкими существами, загнанными в угол чужими интересами, а свободными, уважающими себя гражданами своей сильной страны.
Скульптор Чернявский мой добрый знакомый. Мечтаю, что Константин Родиславович в один прекрасный день приедет в наш город.
Не просто ко мне в гости. А на торжественное открытие своей новой замечательной работы.
Памятника основателям и защитникам славного города Ефремова. С надписью на пьедестале: «От благодарных потомков».
Памятника, который станет уникальной визитной карточкой нашего древнего Ефремова.
______________
При подготовке использована статья Марии Валерьевны Вяжевич (Москва), Альманах Казачьего Мемориала №3, 2010 г.
А также — фотографии из архивов К.Р. Чернявского, НИЦ ИБД, автора.
На заглавной заставке – скульптура К.Р. Чернявского «Александр Пересвет» — Куликово Поле.
«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги», которых в России на каждом шагу:
Год назад архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий благословил предстоящие работы по изготовлению памятника Константином Чернявским.
Памятник создавался на пожертвования горожан и меценатов Екатеринбурга. Закончить работу предполагалось до 4 апреля 2010 года, то есть до Пасхи. А 16 апреля на торжественное открытие памятника в Историческом сквере ждали Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
Однако планы Екатеринбургской епархии по установке памятника Петру и Февронии уже в который раз сорваны: Екатеринбургская епархия и автор никак не могут договориться с властями уральской столицы о месте его расположения. Прошёл год, а памятник в Екатеринбурге не установлен до сих пор.
И в Омске установка памятника ещё только планируется на 8 июля этого года в центре города в сквере напротив Никольского казачьего собора. В настоящее время (на 05.04.11) в своей мастерской местный скульптор Сергей Норышев, победитель конкурса на проектирование скульптуры, трудится над созданием формы будущего памятника. В конце апреля форму отправят на завод в Москву.
В Интернете не обнаружилось сведений и о том, что уже установлены памятники Святым Петру и Февронии в Новосибирске, Самаре, Санкт-Петербурге.
В Благовещенск едет работа московского скульптора Константина Чернявского, хотя в конкурсе победила работа Николая Карнабеды. Карнабеда сообщил, что ничего не слышал о московском «конкуренте» и до сегодняшнего дня продолжал работать над своим вариантом будущего памятника.
Велика матушка Россия и городов в ней не счесть, но конкуренция однако…
Т.е. пока «планируется» тока в моей голове.
Спасибо за информативный отзыв. Культура на голодном пайкЕ, плюс субъективные факторы…
Открытие памятника Матери-Казачке вон тоже на год задержалось (((
Как и прежде, главная надежда — на подвижников. Чернявский как-раз из числа таких «чудиков».
Прошу прощения, дорогой Николай Николаевич: желаемое принял за действительное!
Такое подвижничество требует не малых средств. И вряд ли оно вообще возможно без поддержки спонсоров и меценатов.
Установлены памятники Святым Петру и Февронии в городах:
Памятник Петру и Февронии, город Архангельск.
Дата открытия: 28 июня 2009 г. Скульптор: Константин Чернявский.
Место установки: рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы.
http://www.solnet.ee/holidays/s33_1_d5.html
Памятник Петру и Февронии, город Абакан.
Дата открытия: 14 октября 2009 г. Скульптор: Константин Зинич.
Место установки: в Преображенском парке рядом с Преображенским собором.
http://www.solnet.ee/holidays/s33_1_d4.html
Памятник Петру и Февронии, город Муром.
Дата открытия: 8 июля 2008 г. Скульптор: Николай Щербаков.
Место установки: перед зданием муромского ЗАГСа.
http://www.solnet.ee/holidays/s33_1_d3.html
Памятник Петру и Февронии, город Сочи.
Дата открытия: 8 июля 2009 г. Скульптор: Константин Чернявский.
Место установки: на площади перед зданием ЗАГСа.
http://www.solnet.ee/holidays/s33_1_d6.html
Памятник Петру и Февронии, город Ярославль.
Дата открытия: 8 июля 2009 г. Скульптор: Константин Чернявский.
Место установки: между Казанским женским монастырем и ЗАГСом.
http://www.solnet.ee/holidays/s33_1_d7.html
Памятник Петру и Февронии, город Ульяновск.
Дата открытия: 5 июля 2009 г. Скульпторы: Олег Клюев и Николай Анциферов.
Место установки: перед зданием Ульяновского Государственного Университета
http://www.solnet.ee/holidays/s33_1_d9.html
Памятник Петру и Февронии в Ейске
Дата открытия: 8 июля 2010 г.
Место установки: в парке имени Ивана Поддубного города Ейска на аллее «Счастливое детство».
Скульптор: Анатолий Скнарин.
http://www.petr-fevronia.ru/info/80
Если без поддержки спонсоров и меценатов" — ВРЯД ЛИ, то без высокодуховных подвижников-художников — большое искусство АБСОЛЮТНО не возможно.
Ныне и спонсоров тьма, и легион «художников» на всякий вкус. А вот проектов высокой, большой, подлинной культуры… Их по пальцам можно перечесть.
Вот то-то и оно.
Художник, творец — это всегда первично. В искусстве. В культуре.
У Чернявского много работ. О большинстве из них в Сети мало что найдете.
Если найдете вообще.
Предлагаю Вам маленький эксперимент, дорогой Вячеслав Иванович. Наберите в Гугле слова (словосочетания): «лица», «добрые лица», «веселые лица», «парень/девушка/мужчина/женщина улыбается», «русские лица» (опция «картинки», «фото»).
Результат Вас неприятно удивит. По крайней мере, так было со мной.
Большое спасибо за разговор ))
Открыт памятник Матери-казачке
29 мая 2011 года на Дону, в станице Еланской, что недалеко от легендарной Вёшенской, прошел большой праздник.
На территории усадьбы, почти легендарного в казачьих кругах предпринимателя, собирателя казачьей старины и казачьей истории Владимира Мелихова, состоялось торжественное открытие памятника «Казачке — матери», на который съехались казаки со всей страны.
Несмотря на жаркий майский день, в отличие от многочисленных гостей праздника, казаки были по полной форме. Красные лампасы донцов, желтые – астраханцев и забайкальцев, синие бешметы терцев и «кубанки» с красным верхом вызывали ощущение, что история России, и ее верных сынов – казаков воплотилась в этом торжественной строе. Статью и формой выделялись казаки, одетые в форму казачьих подразделений позапрошлого столетия, для участия в реконструкции жарких баталий былых времен. Но ни у кого, глядя на них, не повернулся бы язык пренебрежительно бросить – «ряженые».
В этом строю не было реестровых и нереестровых. Не было разделения на поколения старых усатых казаков, не утративших в двадцать первом столетии тот неповторимый образ и осанку мужчины – землепашца и воина, и молодых казаков, подтянутых, и явно гордящихся тем, что они принадлежат к этому, проверенному временем братству. Не вызывали снисходительной улыбки даже подростки, на чьих угловатых плечах форма выглядела мешковато, а усы еще не могли подчеркнуть то особое выражение лица – слава Богу, что мы казаки.
Открытию памятника предшествовал молебен, который совершил с небольшим хором прихожан православный священник отец Владимир.
Несмотря на то, что среди казаков были и те, кого поиск какой-то своей правды и древних традиций привел в современное язычество, их голоса слились со всеми во время пожелания «многие лета» православным иерархам и устроителю праздника. В этот момент истины многочисленные участники праздника всей душой понимали — праздник посвящен самому священному для всех религий и верующих символу – матери-дарительнице жизни.
Выступающих было немного – жарко, и Мелихов отрыто сказал об этом, жалея казаков в форме, гостей праздника и не теша своего тщеславия. Поздравить участников праздника было много желающих. Но и тех единичных ораторов было достаточно, чтобы понять всю трагедию семьи, имеющую семь сыновей и потерявшую расстрелянного кормильца. Ужас тех, первых концлагерей начала 20-х года, куда комиссары сгоняли в открытое поле казачьи семьи осенью и оставляли их там до весны.
Первыми погибали старики и дети, а выживших использовали на тяжелых работах, отсрочив их безжалостную кончину. Ко всем этим деяниям, опьяневших от русской крови «свердловцев», по всем канонам международного права можно смело применить термин – геноцид.
Когда детвора, по просьбе В. Мелихова стянула ткань покрывающую памятник, многие казаки не стеснялись своих слез. Талант скульптора — русского патриота Константина Чернявского, духовного последователя известного в России скульптора, почившего в Бозе и славе В. М. Клыкова, сделал не нужными даже сказанные от чистого сердца слова.
Нет рядом отца, вооруженного защитника. То ли погиб в бою, то ли расстрелян, то ли арестован или потерялся на полях сражений. Мать, сложившая пальцы для крестного знамения защищает своих сыновей силою веры и материнской любви.
И никакая вражья сила не заставит ее изменить свою веру, отнять ее у детей. Ни вчера, ни сегодня, ни завтра. Юные казачата, прижавшиеся к материнской юбке, до конца дней своих не забудут материнский урок человеческого достоинства, взращенного на традициях своих казачьих предков. Защищенный силой молитвы матери меньшой, сжимает деревянную лошадку. Наступит срок, прокричит сотник «на коня» и понесется он в казачьей лаве на тех, кто лишил его отца и посмел обидеть мать, которая для него сейчас и мать и родина и защита. Подрастай быстрей казак! Мать Родина надеется и ждет.
За скульптурной группой вдали тихо несет свои воды Дон и сама природа только подчеркивает глубину художественного замысла. Застыли в бронзе мать и ее двое сыновей, но они и символ, и отголосок судеб тысяч конкретных живых уроженцев Дона, да и не только него. И на Кубани и на Тереке, Волге и Яике и на берегах многих больших и малых рек необъятной России могли бы стоять памятники казацким матерям.
Грело душу на празднике, что не только казаки гордились дедовскими шашками, кинжалами и наборными поясами на черкесках. Певческие ансамбли соревновались в старинных песнях. И тут терские нарядные казачки из станицы Ессентукской не уступали своим донским подругам в их знании и исполнении. Над Доном песни терцев тоже вольно разливались…
Праздник прошел на славу.
Сергей Попов.
Член союза журналистов России.