
Дмитриевский храм в селе Пожилино
Опубликовал MENSHIK1991 в блог Религия
+1
Дроблю одну из самых интереснейших тем, познавательных тем ибо, тема про Храмы и церкви бывшего Ефремовского уезда немного незаслуженно подзабыта.
www.efremov-town.ru/blog/kraevedenie/535.html
Эта тема про Дмитриевский храм в селе Пожилино.

Храм Дмитрия Солунского.
История храма в селе Пожилино уходит своими корнями в глубь веков. Известно, что уже в 1642 году, когда село впервые упоминается как село Дмитриевское в «Писцовой и межевой книге г.Ефремова, посадских слобод Пушкарской, Воротничьей, Стрелецкой, Казачьей и поместных и вотчинных земель в станах Городском, Кадном и Зеленковском» писца Владимира Ивановича Зюзина и подьячего Власия Михайлова, существовала деревянная церковь.
В XVIII веке село было крупным: в нём было два деревянных храма – Дмитриевский и Никольский, обновлённые и перестроенные помещиком Николаем Андриановичем Лёвшиным. Причём один из них находился на правой стороне Красивой Мечи, за рекой. Фундамент от этой церкви ещё в 50-х годах XX века можно было видеть на косогоре, называемым в народе «Волынка», в верхней части берёзовой рощи. От главной Дмитриевской церкви и происходило официальное название села – Дмитриевское.
В 20 – 30 годах XIX века эти храмы были разобраны на обжиг кирпича для строительства новой церкви, которая воздвигалась с 1825 по 1875 годы на средства Лёвшина Ираклия Алексеевича на новом месте, вокруг которого началось строительство новых улиц села. С этого момента (около 1860 года) село стало называться Пожилино.

(так выглядел храм в 60-х годах ХХ века).
В 20 метрах от церкви за алтарём находится фамильный склеп Лёвшиных, построенный в первой половине XIX века. Стены и склеп были выложены из красного кирпича на известковом растворе. Могильные ямы выложены красным кирпичом и прикрыты мраморными плитами. В этом склепе в 1879 году был погребён Алексей Ираклиевич Лёвшин, а в 1896 году – его жена – Елизавета Фёдоровна Лёвшина (урожденная Брискорн). В настоящее время склеп сильно разрушен. Не сохранилась каменная стена с арочными воротами, когда-то ограждавшая склеп, надгробные плиты были утрачены в 1929 – 1930 гг. Могильные памятники валяются на старом кладбище (возле тракторного стана).

По своей архитектуре церковь является наиболее интересным и, что особенно ценным, не стереотипным памятников культового зодчества не только в Ефремовском районе, но, пожалуй, и во всём юго-восточном крае Тульской области. Над большим объёмом прямоугольного в плане здания высился огромный полусферический купол на очень низком цилиндрическом барабане, диаметр которого, по крайней мере, в десять раз больше высоты барабана. Особо следует отметить, что купол был сделан целиком из дерева без единого железного гвоздя. По одной легенде такие размеры барабана и купола возводились специально, чтобы купол храма был похож на купол Святой Софии. Но на низких стенах храма это выглядело не так торжественно и величаво как в Константинополе. По другой легенде, над этим барабаном должны были возвести второй барабан меньшего диаметра, а над ним третий, ещё меньшего. Тогда бы церковь уходила ввысь по образу храма в Новом Иерусалиме под Москвой. Но Ираклий Алексеевич умер в 1838 году, когда храм ещё не был завершён даже наполовину, а его наследники отказались от такого грандиозного и затратного строительства. И зодчему пришлось на ходу менять план строительства. Впрочем, документально эти сведения ничем не подтверждаются.

С восточной стороны из основного объёма храма выступает небольшая, полукруглая апсида. На боковых сторонах церкви сделаны довольно глубокие лоджии, существенно обогащающие объёмное строение здания. Несколько озадачивают три колонны, ограничивающее пространство лоджии. Нечётное число опор было совершенно необычно в архитектуре классицизма. Штукатурка кирпичных стен имитировала формы каменной, архитектуры: пояс стилизованных триглифов под главным карнизом, крупные квадры стен. Когда штукатурка была цела, храм создавал полную иллюзию здания, сложенного из крупных и тяжёлых каменных глыб.
Трагична судьба храма. В 20-х годах XX века храм подвергся разграблению. В нём организовали сельский клуб, затем он был переоборудован в колхозный склад. Начиная с конца 70-х годов постепенно приходил в упадок. В начале девяностых был безвозвратно потерян уникальный купол. Стены обваливаются.
nickas от 15 ноября 2010:
иточники:
sh-13-71.ucoz.ru/load/istoricheskie_zametki/khram_dmitrija_solunskogo/2-1-0-5
oiru.archeologia.ru/chronicle2004.htm
www.efremov-town.ru/blog/kraevedenie/535.html
Эта тема про Дмитриевский храм в селе Пожилино.

Храм Дмитрия Солунского.
История храма в селе Пожилино уходит своими корнями в глубь веков. Известно, что уже в 1642 году, когда село впервые упоминается как село Дмитриевское в «Писцовой и межевой книге г.Ефремова, посадских слобод Пушкарской, Воротничьей, Стрелецкой, Казачьей и поместных и вотчинных земель в станах Городском, Кадном и Зеленковском» писца Владимира Ивановича Зюзина и подьячего Власия Михайлова, существовала деревянная церковь.
В XVIII веке село было крупным: в нём было два деревянных храма – Дмитриевский и Никольский, обновлённые и перестроенные помещиком Николаем Андриановичем Лёвшиным. Причём один из них находился на правой стороне Красивой Мечи, за рекой. Фундамент от этой церкви ещё в 50-х годах XX века можно было видеть на косогоре, называемым в народе «Волынка», в верхней части берёзовой рощи. От главной Дмитриевской церкви и происходило официальное название села – Дмитриевское.
В 20 – 30 годах XIX века эти храмы были разобраны на обжиг кирпича для строительства новой церкви, которая воздвигалась с 1825 по 1875 годы на средства Лёвшина Ираклия Алексеевича на новом месте, вокруг которого началось строительство новых улиц села. С этого момента (около 1860 года) село стало называться Пожилино.

(так выглядел храм в 60-х годах ХХ века).
В 20 метрах от церкви за алтарём находится фамильный склеп Лёвшиных, построенный в первой половине XIX века. Стены и склеп были выложены из красного кирпича на известковом растворе. Могильные ямы выложены красным кирпичом и прикрыты мраморными плитами. В этом склепе в 1879 году был погребён Алексей Ираклиевич Лёвшин, а в 1896 году – его жена – Елизавета Фёдоровна Лёвшина (урожденная Брискорн). В настоящее время склеп сильно разрушен. Не сохранилась каменная стена с арочными воротами, когда-то ограждавшая склеп, надгробные плиты были утрачены в 1929 – 1930 гг. Могильные памятники валяются на старом кладбище (возле тракторного стана).

По своей архитектуре церковь является наиболее интересным и, что особенно ценным, не стереотипным памятников культового зодчества не только в Ефремовском районе, но, пожалуй, и во всём юго-восточном крае Тульской области. Над большим объёмом прямоугольного в плане здания высился огромный полусферический купол на очень низком цилиндрическом барабане, диаметр которого, по крайней мере, в десять раз больше высоты барабана. Особо следует отметить, что купол был сделан целиком из дерева без единого железного гвоздя. По одной легенде такие размеры барабана и купола возводились специально, чтобы купол храма был похож на купол Святой Софии. Но на низких стенах храма это выглядело не так торжественно и величаво как в Константинополе. По другой легенде, над этим барабаном должны были возвести второй барабан меньшего диаметра, а над ним третий, ещё меньшего. Тогда бы церковь уходила ввысь по образу храма в Новом Иерусалиме под Москвой. Но Ираклий Алексеевич умер в 1838 году, когда храм ещё не был завершён даже наполовину, а его наследники отказались от такого грандиозного и затратного строительства. И зодчему пришлось на ходу менять план строительства. Впрочем, документально эти сведения ничем не подтверждаются.

С восточной стороны из основного объёма храма выступает небольшая, полукруглая апсида. На боковых сторонах церкви сделаны довольно глубокие лоджии, существенно обогащающие объёмное строение здания. Несколько озадачивают три колонны, ограничивающее пространство лоджии. Нечётное число опор было совершенно необычно в архитектуре классицизма. Штукатурка кирпичных стен имитировала формы каменной, архитектуры: пояс стилизованных триглифов под главным карнизом, крупные квадры стен. Когда штукатурка была цела, храм создавал полную иллюзию здания, сложенного из крупных и тяжёлых каменных глыб.
Трагична судьба храма. В 20-х годах XX века храм подвергся разграблению. В нём организовали сельский клуб, затем он был переоборудован в колхозный склад. Начиная с конца 70-х годов постепенно приходил в упадок. В начале девяностых был безвозвратно потерян уникальный купол. Стены обваливаются.
Маленькая ремарочка
Пожилинский храм 100% действовал в 1923г. одна из моих прабабушек там венчалась.
Интересный факт из истории этого храма. Во время Великой Отечественной войны
маршал Рокосовский приказал разобрать стену храма
и насыпать брод на протикающей близ р. Красивой Мече чтобы могли пройти танки.
После войны 1950-60гг в храме был сельский клуб, затем склад (проверенная информация)
nickas от 15 ноября 2010:
Файлик я нашел. Выложу как-нить с оказией.nickas, где файлик про церкви который ты обещал? уже практически год прошел :)
иточники:
sh-13-71.ucoz.ru/load/istoricheskie_zametki/khram_dmitrija_solunskogo/2-1-0-5
oiru.archeologia.ru/chronicle2004.htm
а кто по вашему это должен делать?
Если строили Храмы всем гуртом, разбивали тоже всем колхозом.
Теперь всем обществом наблюдаем как они разрушаются.
Где подвижники? Кто встанет и скажет — этот Храм — моя жизня?
У меня есть предложение по восстановлению храма. Мы можем создать инициативную группу? Поставить ящик-копилку для сбора средств на восстановление храма? Может нам что-то удастся сдвинуть с мертвой точки!
вопросительный знак заменяете на точку. Сколачиваете ящик и начинаете собирать.
Дело трудное, будут смеяться, а Вы все равно собирайте — И СОБЕРЕТЕ!!! А мы поможем!
MENSHIK1991, Бог Вам в помощь! И люди, один из которых — математик Пожилинской школы и увлечённый историк и краевед Сергей Алексеевич Жихарев, автор цитируемой Вами статьи, в которой есть и такие строки:
Если Вы, Артём, ещё не контактируете с Вашим единомышленником и товарищем по хобби Сергеем Алексеевичем Жихаревым, то два его е-mail — в конце этой статьи о Лёвшине А.И.
Кстати, Сергеем Алексеевичем только что (15.10.2011) опубликована интереснейшая статья История села Пожилино
Какое же у Вас предложение, MENSHIK1991? М.б. озвучите его?
Пока это больше похоже на вопросы… Или есть желание создать эту самую инициативную группу? Тогда успехов и удачи Вам!
В Ефремовском районе в селе Хмелевое, силами СПК «Родина» его восстанавливают. Вот такой положительный пример! Пожилино, тоже ИМХО, относится к СПК «Родина»…
если нет, прошу поправить
См. письмо в личке.
Телесного и духовного здоровья, благополучия, добрый человек!
Наша мудрая Инесса права. Так обычно добрые и богоугодные дела и творяться. :)))
Всем, друзья, всего самого доброго! :)
Sergey03021972, Ваши и MENSHIK1991'а добрые помыслы понятны. Но восстановление храма — это такая затратная и без материальной отдачи акция, что спонсоров ожидать не приходится. Муниципальный бюджет — явно не потянет, пожертвованиями граждан такую махину не осилить. А почему уже много лет РПЦ является сторонним наблюдателем разрушения исторического памятника? Не попросить ли помощи непосредственно у патриарха Кирилла?
Надо хорошенько всё обмозговать. Персоны-то ТАМ далеко не из простаков…
Спасибо за радость общения, Вячеслав Иванович. Здоровья и благополучия!
Дорогой Николай Николаевич! Вопрос-то мой скорее всего риторический, но, тем не менее, а почему бы и вправду не постучаться в патриаршие двери? Ведь ТАМ этому вопросу, повидимому, уделяется внимание:
1] Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «За последние 20 лет в России восстановлено 23 тысячи православных храмов»
2] На восстановление храмов в России требуется 100 млрд рублей. Сам глава РПЦ заявил об этом на заседании рабочей группы при президенте РФ: «Мы понимаем, что 100 млрд рублей — это огромная сумма, но нужно каким-то образом соотносить финансирование с реальными потребностями, — сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Если оно останется таким же, то что-то мы сможем восстанавливать, а что-то будет окончательно утрачено, потому что дождаться своей очереди большинство находящихся в руинах и полуруинах храмов не сумеет — они разрушатся».
Вообще-то все крупные проекты по возведению и реконструкции храмов за последнее десятилетие профинансированы либо государством, либо спонсорами.
Не пойти ли по пути жителей пос.Билимбай Свердловской области, которые напрямую обратились к Премьеру с письмом по вопросу восстановления местного храма?(о реакции на послание умалчивается).
В общем, попытка, как говорится — не пытка, варианты есть.
Как и с чего начать эту работу? Материалы можно поискать в инете, навскидку подвернулась статья Как восстановить храм. Первые шаги Только вот кто возьмётся за эту непростую организационную работу?
Повторюсь: КУРС Вы дали, имхо, правильный. Возможно, единственный на сегодня реальный. Но и здесь проблем — не мерено…
По нынешнему Уставу (внутрицерковному) инициаторы построения нового храма, реставрации старого, перестройки, пристройки и проч. — должны быть людьми С ДАНННОГО ПРИХОДА. Т.е. вначале регистрируется сообщество (всё как положено — печати, бланки, бухгалтер) — юр.лицо. Вот оно то и начинает процесс. Как-то так, если опять чего-нибудь не изменили.
ВОПРОС: найдется три-четыре человека НА МЕСТЕ, готовых взять на себя тяжелый Крест? Сравните с ситуацией по храму в Ступино (там наша Оленька всё на себе тянет, наезжая время от времени из Москвы). www.efremov-town.ru/blog/1010.html www.efremov-town.ru/blog/efremovtown/1101.html www.efremov-town.ru/blog/voblago/895.html
К сожалению, нынче так и не довелось подмочь Оле на храме. Хотя созванивались, договаривались. Но не срослось. (((
Так вот, Оля на патриарха и не замахивается — куда там!.. Собрала подписи местных жителей на просьбу к Тульскому и Белевскому архиерею Алексию о ВСЕГО ЛИШЬ выделении священника для служб по праздникам. Вот так. О материальных вспомоществованиях со стороны Тульской епархии (не МП РПЦ, то — МОСКВА) речи нет. По крайней мере, пока. Кстати, Оля собиралась выложить на Тауне свой телефон для связи. Видно, так и не собралась. Поскольку секрета из него она не делает, выложу я.
КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН Ольги СОКОЛОВОЙ (Ступино — Москва):
8-909-160-34-92
Звоня ей, не забывайте, пожалуйста, что у нее маленький ребенок (может спать в данное время).
ПО ПОЖИЛИНО. Повторюсь: понадобятся, скорее всего, инициаторы оттуда, с Пожилино и/или окрестностей. Может, хотя бы с этого начнем? С поиска трех-двух-одного, готовых встать во главе доброго дела. Лично я, чем смогу, готов помогать. Но обязан честно оговориться: у меня хронический цейтнот. В переводе на русский: НЕ ПОСПЕВАЮ. Дел/проектов на мне (и по работе, и просто по совести) больше, чем времени, творческих и физических сил, энергии, средств… Не жалуюсь, просто, что называется, открываю карты.
Давайте, братцы, думать вместе. Кстати, в Пожилинском храме есть Памятный Крест? Где-нибудь рядышком? Простой, деревянный. С табличкой: Это, мол, храм во имя…, построен в … году, освящен в …. году, закрыт в … году.
Если Креста нет – мы могли бы установить. Что еще на первое время? Предлагайте, братцы.
Всем вам всего самого доброго, Земляки! Храни вас Бог!
С уважением.
Дорогой Николай Николаевич, о верности курса можно судить только по приходу судна в порт назначения. Вот, например, у MENSHIK1991 есть свои предложения по восстановлению храма, у Оли — одна метода, а у жителей уральского посёлка — другая. Видимо, здесь должен быть комплексный подход, т.е звонить во все колокола.
И я повторюсь: как и с чего начать — советуют здесь, было бы только кому советовать!
Там же — практические рекомендации:
Николай Николаевич, идея креста — простая и выполнимая на данном этапе, только информационная составляющая об истории храма должна обязательно быть в этом проекте. К тому же, тут думаю, стоит и местного духовенства не избегать. Можете детали выполнения озвучить?
А еще вопрос вот такой, может, не распыляться и помочь Ольге в её деле?
По долгам платит НАСЛЕДНИК. Али как?
Юристы-адвокаты, ау!
Государство что-то должно церкви? Может введём церковную десятину как в старые добрые времена?
Если здание церкви является памятником архитектуры, истории или искусства, то государство должно. А так никто никому не должен…
MENSHIK1991, а к какой категории памятников относится Пожилинский храм? Наверное, автор топика, историк и краевед в курсе?
Разграбление и разрушение храмов, склепов, могил, памятников, церковных, монастырских, скитских и т.п. зданий и сооружений, сопровождаемое масссовыми и повсеместными убийствами епископов, священников, прихожан и просто подвернувшихся под руку — это игра в бирюльки?
Кстати, откуда это пошло, что Zonder вроде как бы юрист? Он так сказал?
Юридическое скудограмие вызывает… легкое недоумение. ;))
Нет, по радио сообщили.
… да, хорошая идея.
Государство ли должно что-то… или еще кто…
факт — мы равнодушно смотрим, как умирает наша история (как минимум)
Для кого-то памятник Ленину является историческим. Почему эти люди должны оставаться обделёнными? Давайте восстановим все коммунистические монументы, за счёт бюджета конечно, согласны?
ПРАВОСЛАВНАЯ ИНКВИЗИЦИЯ В РОССИИ duluman.uath.org/Grekulov.html
Совершенно верно. А в последующем церковь веками поддерживала это мировоззрение и ревностно пресекала какие-либо попытки инакомыслия в данном вопросе.
это тоже надо пробовать, надо все варианты задействовать, тогда только эту махину можно осилить. И все же кто-то один — два должны стоять во главе. Благословясь — все возможно.
И невозможное…
Уже за одну эту идею — восстановление Храма, душу греющую — СПАСИБО!
Озвучте, плиз, Ваш вариант.
Вы лично какую сумму готовы вложитиь «сразу»?
Не обижайтесь. И в мыслях не держал Вас оскорбить. Просто, малость, погорячился, наверно.
Кругом только и свистят: то — плохо, сё — плохо… Лично не желая даже пальцем пошевелить для решения хоть какой-то, самой мизерной, проблемки… Не все — ТАКИЕ. но што-та много ТАКИХ развелось… ((( Увы.
С уважением.
Столько памятников культуры загублено, да таких!!! Это все очень печально. Всем сейчас набить бы карманы, а до церквей и памятников, всем нет дела. Такой вот сейчас менталитет…
Откуда такие данные? Ссылочку не могли бы выложить? Заранее спасибо. ;)
С Вами, возможно, станет достаточно. Можно, как понимаю, уже вносить Вас в список?
ВСЕМ??? Простите, не понимаю… Получается, что Вы тоже… «такого вот сейчас менталитета»???
что за церковь на воде? расскажите
Артём, а в какие двери стучитесь?
slavik7013, вот пожилинские жители и математик Пожилинской школы Сергей Алексеевич Жихарев этим и занялись, им бы ещё спонсоров в помощь!
www.tularegion.ru/live/forum/government/культура.html
вопрос по третьей фотке: обратите внимание на свежую кирпичную кладку над входом! Что восстанавливать начали?
sobory.ru/article/index.html?object=11945
__________
наш Троицкий храм в Тормасово вообще из известняка построен
sobory.ru/article/index.html?object=18398
все фотографии мои
Желаю вам удачи в ваших добрых делах и намерениях!!!
Ушли в иной светлый мир мои родные люди. И с непростительным опозданием жалею, что, за привычной суетой не спросила, не узнала, не поговорила… Недавно подала в Госархив запрос: хотела узнать о рождении своих предков. Моя мама из с. Домашнево Ефремовского района (не так далеко от Пожилино). Но в Госархиве ответили, что не смогут помочь, т.к. в 19 веке такого села не существовало. Просят указать прежнее старое название — но я его не знаю… Да и сопоставить найденную в интернете старую карту Ефремовского уезда с новой я не смогла.
Да и фамилию девичью и место рождения бабушки (в замужестве Евдокии Григорьевны Козловой) тоже не знаю. А в архиве требуют именно такие точные данные. (Хотя фамилия, кажется, всё-таки, Огнёва).
Знаю, в деревне есть кладбище и старая церковь. В моём детстве, когда я приезжала в деревню к бабушке на летние каникулы, она (церковь) была в обветшалом виде. Двоюродная сестра говорила, что там — овощное хранилище.
Мама рассказывала, что в церкви были престольные праздники, кажется, Успения Божией Матери (виновата, что не записала, не запомнила! Я думала, что Мама всегда будет...). Потом мама рассказывала, что на все праздники бабушка ходила храм на богослужения в какую-то деревню, где церковь работала (может, в Пожилино?).
Друзья, простите за сбивчивость. Может, кто знает, как назывался храм в нынешнем селе Домашнево (на юге Ефремовского района).
(В письмах мы писали то в Кочкинский, то в Кукуйский с/с).
Может, сохранились архивы записей о крещении и венчании.
Может, кто-то сможет подсказать, где найти информацию о старых названиях нынешнего с. Домашнево и др.?
Зная истинное название места поселения (до 20 века) и название храма, может, мне удастся разыскать информацию о своих корнях.
Тоже болит душа о разрушенных храмах. Может, чтобы их быстрее восстановить, надо оживить жизнь, когда-то кипевшую, в деревнях? Может, организовать там производства, засадить поля (может, заводы по переработке овощей и мяса немного воскресили бы жизнь в наших деревнях?).
Будут приходы, будут и церкви возрождаться.
Всем желаю счастья, успехов и Божьей помощи в ваших благородных делах.
Если у кого-то будет какая информация, пожалуйста, поделитесь!
Vlad прав, скорее всего Домашнево относилось к селу Никольское-Пономарево, из карты насколько я понял, оно называлось сельцо Восиково Михнево?
Валентин Михайлович Огнев бывает тут — пользователь Ogon48, попробуйте написать ему личное сообщение, он очень хорошо знает эти места
Воейково. По баринам. Но Кочкино и сейчас — целая агломерация (Кочкино, Домашнево, Михнево, Горяиново, Глотово, Адамов поселок...). Если допустить, что у каждого в пережние времена было несколько названий. Мне кажется, что достаточно знать приход (если до революции). Все равно метрические книги были общие для прихода, по деревням не делились. Но если переписи смотреть, наверное, деревню лучше знать.
Не ожидала столь оперативной, компетентной и искренней реакции на моё сообщение.
Кажется, Мама упоминала название церкви, куда ходила бабушка, — Никольская.
Мама рассказывала, так же, что она сама в детстве жила в селе Никольском: то ли у родственников, то ли у чужих людей, когда училась в школе, так как в нашей деревне школы ещё не было.
Потом школу организовали в Михнево: в барском доме (а кто был барин? Вы пишите: Воейков?).
Кстати, Михнево — это отдельная деревня или входит в с. Домашнево? Дело в том, они располагаются, буквально, вплотную.
Я помню, что в село Домашнево входили и такие «подразделения» как «Бугровка», «Хохловка» и «На деревне» (так они назывались жителями села. Я думала, что и Михнево туда входило...).
У предков дом был на Хохловке. Он и сейчас, кажется, стоит; только продан.
Кстати, деревня Домашнево, практически, крайняя на юге Ефремовского района. Далее идут леса: правее — Дубровка, по прямой — Дубинский и Волынский леса. А далее, помню, был Лисий посёлок, куда автобус не ходил и света никогда не было.
А потом — Мещёрка, которая относилась уже к Липецкой области.
Vlad, значит, церковь в нашей деревне (с. Домашнево) относится к Кочкино, да? Действительно, это рядом. Она ещё стоит? (там кладбище). Название неизвестно?
Значит, в 19 веке(конце), скорее всего, нынешнее с. Домашнево (наша Хохловка) относилась к приходу Никольской церкви села Никольское-Пономарёво (церковь сейчас закрыта?).
ON Air, благодарна за карту (эта карта есть на сайте города Ефремов?)и упоминание о Валентине Михайловиче Огневе: обязательно обращусь. (Кстати, фамилия дедушки: Козлов Иван Абрамович).
Vlad, oN Air, желаю Вам во всём удачи и Божьей помощи!
С уважением и благодарностью — Anna.
Жаль, что церкви нет. Может, её разрушение с войной связано? Или она была очень старая и разрушилась?
Я припоминаю, что Мама рассказывала, что бабушка часто ходила к Огнёвым (по-моему, к родной сестре). Бабушку звали Евдокия Григорьевна (по мужу — Козлова, а в девичестве, предположительно, Огнёва). Знаю, что у бабушки был родной брат, который сгинул в революционном Петрограде.
Она вышла замуж за Козлова Ивана Абрамовича и жила на Хохловке (с. Домашнево). У неё были дети: сын Иван Козлов (пропал без вести в годы ВОВ), сын Михаил Козлов (жил в Туле), дочери: Мария (жила в Туле), Екатерина (жила на Бугровке замужем за Тимониным Василием Ильичём), младшая Анна (моя мама — жила в Туле, муж — Макаров Виктор Михайлович). Хотя первого мужа Маме сосватали ещё в деревне, но я не помню его фамилию.
Так как бабушка родила мою Маму поздно, в 45 лет, то, предположительно, бабушка Огнёва Евдокия Григорьевна родилась где-то аж в 1882 году.
Уважаемый земляк! Может быть, жив кто-то из стариков Огнёвых и помнит Козловых в Домашнево? Вы, по возможности, не узнаете?
Ради Бога, извините, если загружаю!