avatar

О начальной школе… и не только

Опубликовал в личный блог
+17

Чтобы не оффтопить в топике про ностальгию, решила вынести эту темку на отдельное обсуждение.

В продолжение разговора о начальной школе есть некоторые мысли, которые хотелось бы обсудить с жителями Тауна.

Зайду издалека… Утром, собираясь на работу, слушала телевизор (честно говоря, даже не обратила внимание по какому каналу, но не суть). Речь шла о том, что современные дети стали много времени проводить в интернете, о том, что родители не всегда (или вовсе никогда) не контролируют, на каких сайтах «зависают» их чада, о необходимости запрета регистрации в социальных сетях детей до 13- летнего возраста…. Я слышала не весь ролик, уходила-приходила, но смысл понятен…
А далее прозвучало, что с 1 сентября 2013 года у первоклашек информатика будет уже обязательным предметом программы. Вот вам и здрасьте: сначала детей затащим за компьютер, а потом начнем ахать, что они в интернете «живут», ни поесть, ни погулять не заставишь… не умеют дружить и общаться…

]Конечно, современные дети растут совершенно в другом мире- мире информации и всевозможного мультимедиа…

Нашими гаджетами были Электроника и Тетрис. Да, еще Тамагочи (у меня не было- я уже выросла к тому времени:)))) Видеоплеер (о, чудо-техника) у меня появился в 1996-1997гг, когда пошла работать. Аудиомагнитофон пораньше, в старших классах. Ну и фотоаппарат, конечно,- «мыльница» Кодак, мой верный друг:)) Вот и все…
А сейчас чего только нет, начиная от сотовых телефонов всех мастей до различной видео-аудио- и прочей техники. Муж принес приборчик размером с ладошку- «мультимедийный плеер», говорит… Никогда бы не подумала, что они такие маленькие… А телевизоры с 3D, компьютеры, ноуты, нетбуки, планшеты, электронные книги, гарнитуры беспроводные, крошечные плееры размером с флешку, переносные жесткие диски и тд и тп. И с каждым годом все интереснее и навороченнее…

Да, наши дети живут в мире техники и что самое удивительное, действительно, в совсем еще нежном возрасте уже вовсю умеют всем этим электронным изобилием пользоваться))
Но вернемся к вопросу начальной школы… Давайте обсудим, насколько это нужно и правильно- вводить с первого класса те дисциплины, которым нас, учеников советской школы, учили в более старших классах.

Вот сейчас у первоклашек обязательные предметы: литературное чтение, математика, русский язык, окружающий мир, технология, изо, музыка и физкультура. Кроме того, еще кружки: информатика, английский, основы православной культуры, спортивные секции и ОЧумелые ручки. Вроде ничего не забыла)))
Объем информации ОГРОМНЫЙ!!! Дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, им трудно еще концентрироваться на одном действии, они же как эхо- тут же реагируют на каждый шорох. Кошка за окном пробежала- и вот весь класс смотрит на кошку, а не на доску))

Кроме того, сейчас дети в основном «городские», мало уже у кого остались бабушки в деревне, где можно играть на свежем воздухе, бегать босиком по траве и земле, а не по раскаленному асфальту да в облаке смога, загорать, купаться, пить натуральное, а не порошковое молоко, есть «с куста и грядки» настоящие овощи-фрукты-ягоды, а не пластмассовое «изобилие» 21 века… Здоровье у детишек не очень, они легковозбудимые, часто болеют, им трудно справляться со школьными нагрузками.

Да и маленькие они еще. Это физиология. Мозг перегружается и начинаются провалы в памяти на элементарных вещах. Вчера прошли материал, все поняли, закрепили, повторили, проходит два дня- ребенок уже напрочь все забыл, стоит, моргает глазенками…

Вот и скажите, братцы-таунцы, что вы думаете по этому вопросу, стоит ли с первого класса пытаться впихнуть в еще совсем маленькие мозги столько информации, которая и так никуда не уйдет. Всему свое время. У нас информатика была не с начальной школы- и что, мы что-то потеряли при этом? Выросли «неправильными»?">


39 комментариев RSS
avatar
Я не знаю, кто вообще в данной ситуации думает о детях… Только родители, которым они дороги! Я не удивлюсь, если через пару лет элементы информатики начнут вводить в детских садах! Во многих школах и сейчас идет информатика со 2 класса, только зачем? Вы видели, с чем их знакомят? Попробуйте объяснить ребенку 8 лет, что такое внешняя и внутренняя память компьютера, сохраняется ли инфориация при его выключении, что такое текстовый редактор? Бред!
avatar
Попробуйте объяснить ребенку 8 лет, что такое внешняя и внутренняя память компьютера, сохраняется ли инфориация при его выключении, что такое текстовый редактор? Бред!
Tatiana , это вам тяжело объяснить, а ребенок легко поймет, потому что компьютеры везде.
Будьте проще, надеюсь, вам в детстве рассказали, что такое телевизор?
avatar
Не нужно первокласснику лишней информацией мозг забивать. Про устройство и принцип работы компа выучит чуть позже, никуда это от него не уйдет.

Как Шерлок сказал: не надо забивать свой чердак ненужной информацией, потому что нужную не сможешь найти…
Ну что-то вроде того ;))
avatar
Сейчас первоклашки одновременно учат русский и английский алфавит. Путаются- жуть!
Со второго класса английский уже обязательный предмет.
avatar
Я точно не помню, что за передача была, и дату. Помню что президентом был Д. А. Медведев. Так вот, была показана его встреча с родителями учеников, где присутствовали и знаменитости, актёры, бизнесмены ну и т. д. Так вот, Елена Якаковлева (фильм «Интер девочка») завела разговор примерно на эту же тему, что дети сильно перегружены в школе на что получила строгий ответ от Медведева — Я не считаю что дети перегружены в школе а на оборот, ну а дальше в том же духе, что время другое нужно много знать и уметь. Точного диалога этой беседы я не помню. А у нас как, заставь дурака Богу молиться так он и лоб расшибёт. Вот они, сами знаете кто, и «расшибают» свои лбы а наши дети страдают. Конечно мне приятно, что мой ребёнок понимает в компе больше своего учителя, которая кроме как Microsoft Office ни чего не знает.Ребёнку 10 лет, может устанавливать программы. пользоваться фотошопами, увлекается фото, ну и т. д. Но всё это, из за зависти учителя, что малолетка знает больше своего учителя, очень плохо сказывается на отношении учителя к ребёнку. Я своего ребёнка насильно не заставляю изучать комп и постоянно контролирую что он посещает.
avatar
У нас очень многие относятся к этой проблемме также просто как и MENSHIK1991. Мои родители объяснили мне в детстве как пользоваться не только телевизором, но и мозгами!!! А то, чему учат детей в начальной школе на уроках информатики никаким образом не разширяют их кругозор, только засоряют голову бесполезной информацией.
avatar
Чему же такому бесполезному учит школьный урок информатики?
avatar
мне тоже интересно, чему же?
avatar
я говорю о том, что в начальной школе, а точнее во 2-3 классах, ребенок может запомить, но не понять как устроен и работает компьютер, хотя действительно, дети все владеют элементарными навыками пользователя… уж набрать текст они конечно способны… Надо на подобных уроках логигу развивать, логическое мышление, а не придумывать название файлов. Откройте учебник, полюбуйтесь его содержанием!
avatar
ребенок может запомить, но не понять как устроен и работает компьютер
а ребенку это надо?
на подобных уроках логигу развивать, логическое мышление
этим занимается наука математика, а не информатика!
Откройте учебник, полюбуйтесь его содержанием!
а то я в школе информатику не учил. Что конкретно Вас не устраивает в программе изучения школьником информатики? Конкретно, а не то что вся информатика «бред»
avatar
-ребенок может запомить, но не понять как устроен и работает компьютер
-а ребенку это надо?

зачем тупо зубрить, однозначно ребенок должен понять, о чем идет речь, и объяснить своими словами.
этим занимается наука математика, а не информатика!
Темчик, ты что на информатике программы не писал??? Здесь очень даже пригодится логическое мышление ;))

И информатику ты изучал в достаточно «взрослом» возрасте, когда мозг уже способен запоминать большой объем разноплановой информации, он «натренирован» уже за годы обучения в начальной школе.
avatar
Темчик, ты что на информатике программы не писал???
не писал. с 6 по 11 класс была информатика.
И информатику ты изучал в достаточно «взрослом» возрасте, когда мозг уже способен запоминать большой объем разноплановой информации, он «натренирован» уже за годы обучения в начальной школе.
ничего нового я не узнавал из уроков, потому что дома у меня был компьютер.
кстати, знакомство с когмпьютером у меня произошло в году 1998-99. начинал с игр. до сих пор помню их
avatar
А мы писали программы, это было очень интересно, мне нравилось, причем я совсем не математик, скорее гуманитарий. Причем программы писались не для компов- они тогда только появлялись, а для программируемых счетных машин.
В институте довелось поработать на «Искре», это вообще чудо- техника))))
только потом у нас появились первые IBM.
avatar
вы как и я учили информатику в старших классах, а я говорю о начальной школе!!! Обратите внимание. Информатика — это не бред. Бредом я называю содержание учебника по информатике для 2-3 классов!!! Уж поверьте мне, как учителю, хотя я не учитель информатике, а работаю с детьми младшего школьного возраста!!! Мне это ближе и гораздо понятнее, чем вам, хотя вы тоже изучали информатику, но в каком возрасте, или вы не поините?
avatar
Информатика — это не бред.
Информатика— наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, анализа и оценивания информации, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений
вы тоже изучали информатику, но в каком возрасте, или вы не поините?
помню. с 6 класса. (4 класса у меня не было). а 6 класс самое начало средней школы. Ну на 2 года я был постарше) не велика разница)
avatar
Информатика— наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, анализа и оценивания информации, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений
это жизненно необходимо ребенку в 1 классе? ;))

Можно и квантовую физику в первом классе преподавать, а почему нет?
avatar
это твое частное мнение или призыв к изменению программы
avatar
ты про квантовую физику? ;))
avatar
да, про теорию большого взрыва)))))))
avatar
думаю, что в программу для маленьких это вносить точно не надо. А вот дома, если родители приучили дитятю к книжке, все прекрасно почитается «для общего развития», если ребенку это будет интересно.

Я покупала дочке так называемые «подарочные» издания на разную тематику: природа, космос, доспехи и оружие, погода, динозавры, животный мир, атласы всевозможные, энциклопедии… Шикарные книги большого формата, с замечательными иллюстрациями. Взрослому интересно, не то, что ребенку. И все это изучается с удовольствием, но по желанию, а не в принудительном порядке.

Я о том, что если ребенку интересно, он и сам попросит родителей рассказать ему азы информатики. Сейчас очень много литературы, где в игровой форме про технику рассказывается. Муьтик «Фиксики» вот тоже…

НО: в принудилово с 1 класса технические предметы вводить- это перебор, я считаю.
Перечень необходимых для изучения первоклашками предметов я перечислила в топике, считаю, что этого более чем достаточно))
avatar
Ну на 2 года я был постарше) не велика разница)
Темка, молодой ты еще, не то говоришь)))
Для ребенка 2 года- это огромный временной интервал!
Пример. Новорожденный не умеет ничего, но идет время и с каждым днем он учится чему-нибудь, осваивает разные навыки и умения. За год он «проходит» такой объем информации, что если перевести это на взрослые годы, то получится очень большой период времени для изучения.

Организм растет и развивается, то, что еще не воспринимается в 1 классе, прекрасно усваивается во 2-м.

Но и перекосов быть не должно, с умом надо подходить к разработке программы для младших школьников, учитывать все факторы.
Не нужно пытаться с первого класса вдолбить в головы университетские знания. У детей должно быть дестство, а не беспрерывное изучение школьной программы.
Детям элементарно некогда отдыхать, организм не справляется с нагрузками и начинает сбоить, и это совсем ничего хорошего не принесет.
avatar
Темка, молодой ты еще, не то говоришь)))
я в школу с 6 лет пошел) я всегда был самым маленьким (по возрасту) в классе. Ну извините, это мне не мешало получать пятерки по этому предмету. Знаете, математика, тоже сложный предмет, и это не значит, что ее учить не надо. А то вы мне доказываете, что «этот предмет сложен для ребенка, его учить не надо».Учить, не надо, а разбираться надо)
avatar
оу, мы уже на ВЫ)))))))))))

А то вы мне доказываете, что «этот предмет сложен для ребенка, его учить не надо
где это я доказывала такое?
с глазами совсем беда- не нашла))

Разговор пока вертится около информатики вроде. Вот как раз математика, русский, чтение- это три кита, на которых основан тот набор необходимых знаний, которые нужны первоклашкам.
Дальше к эти предметам постепенно будут добавляться другие, сложнее и объемнее.
А не враз в начальной школе все на головы выплеснуть- а усвоил или нет- мало кого волнует.
ИМХО))

ноги парил когда-нить, когда болел?
Сунь сразу ногу в горячую воду- обожжешься!!!
Постепеннно погружаем сначала пяточки, потом дальше, и наконец всю ногу.
Прекрассный терапевтический эффект во втором случае, а в первом ожог и психологическая травма, приводящая к отказу от подобных манипуляций в дальнейшем…
Так и с обучением ;)))
avatar
пардон за очепятки))
avatar
вы как и я учили информатику в старших классах, а я говорю о начальной школе!!!
Татьяна! Полностью Вас поддерживаю! Дети такого возраста должны играть и играючи учиться))) А введение и акцентирование образования на конкретных дисциплинах говорит о том, что власть все же контролирует ситуацию и смотрит в будущее… делая сейчас упор на дополнительных часах информатики, Россия через 10-20лет получит поколение высококвалифицированных IT-специалистов.
уверен, что через 10 лет в приоритете школы будут другие дисцинлины… химия? физика? я хз…
avatar
вы правильно заметили, что ребенку не нужно знать устройство копм., а в программе, уж мне поверьте, этому разделу уделяется большое внимание! Если бы вы работали с детьми, а не рассуждали об этой проблемме. Что обсуждать то, что вы не знаете? Да, информатика необходима, но надо делать скидку на возраст детей, а современные программыменяются каждый год, учителям трудно даже подстроиться под них. Сказали со2 класса — пожалуйста, теперь с первого — так мы готовы!!! А что у ребенка в голове? А то, что с каждым годом процент детей проходящих через ПМПК увеличивается, это ни о чем вам не говорит? Лучше уделить больше часов математике и русскому языку — чем информатике.
avatar
А то, что с каждым годом процент детей проходящих через ПМПК увеличивается, это ни о чем вам не говорит?
не говорит. потому что я прошу вас конкретные факты, а вы говорите вообщем. Дайте статистику с ссылкой на источник, если приводите какой-то факт. По вашему же получается, что во всех бедах школьников виноват компьютер.
А что у ребенка в голове?
вы у меня спрашиваете? вы хотите, чтобы я ответил, что в голове у абстрактного среднестатистического ребенка?
Лучше уделить больше часов математике и русскому языку — чем информатике.
то есть, всё таки перегрузить ребенка однообразными предметами. А вы про смену вида деятельности слышали?
avatar
Ребята, спасибо за дискуссию в топике))

Здесь мне близка позиция Татьяны)

Тёмка, речь идет не о том, нужна ли информатика в школе, а нужна ли она первокласснику (!).

Повторюсь, эдак можно и квантовую физику, и интегралы начать с младших классов изучать. А что, вырастут дети гениями!!!

Когда я училась в школе, в первом классе учили ЧИТАТЬ (!). В нашес классе было совсем мало детей, кот орые это умели.
А сейчас дети к первому классу должны читать, писать, считать простейшие действия и много чего еще.
У них еще помимо школьной программы кружки- там тоже идет поток новой информации, которую надо усвоить.
Внеклассное чтение- обязательно каждый день надо прочитать некоторое количество художественного произведения и записать в дневник.

В общем-то, хотелось бы, чтобы взрослые, ответственные за принятие решений и разработку программы для начальной школы, хоть иногда спускались с высоты своего возраста и ставили себя на место 7-8 -леток, пытались смотреть на мир их глазами, и тогда все стало бы на свои места…
avatar
может здесь речь идет о том, что учитель не смог объяснить? не смог заинтересовать? Тогда давайте ставить вопрос о непрофессионализме работника народного образования (!)
avatar
Интересно услышать и другие мнения по заявленной теме))
avatar
Что бы Вы тут не говорили, о чём бы не спорили это просто слова а вот то что дети сильно перегружены в школе это факт! Наше умное правительство, своими законами об образовании, лишает наших детей ДЕТСТВА! Даже на каникулы задают и читать и писать и считать, даже на летние. Сами дети говорят — а когда же отдыхать, играть, гулять? И в сентябре как, обухом по голове, со 2-3 числа контрольные.Да дайте хот пару недель детишкам после каникул привыкнуть к школе! А то ведь кто плохо напишет, мягко говоря плохой коль за каникулы забыл. НЕ ЛИШАЙТЕ ДЕТЕЙ ДЕТСТВА!
avatar
А я немножко про нагрузку физическую:
Вес портфеля школьника
Для уменьшения нагрузки на ученика введены нормативы на вес рюкзака школьника в различных классах. Для того чтобы эти цифры могли стать реальностью, школам рекомендуется иметь два комплекта учебников: один — выдается на дом для подготовки к урокам, а второй хранится в классе.
Вес школьного портфеля
Класс Максимально допустимый вес портфеля
1-2-й Не более 1,5 кг
3-4-й Не более 2,0 кг
5-6-й Не более 2,5 кг
7-8-й Не более 3,5 кг
9-11-й Не более 4,0 кг
Приведенный выше материал вступил в силу с 1 сентября 2011 года согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Так вот, исходя из данных норм: родители первоклашек, взвесьте портфель своего ученика, интересно, сколько же получится? У моей 9-классницы вес портфеля — 5,6кг.(без сменки, физ-ры и пр.)
И еще
школам рекомендуется иметь два комплекта учебников
не знаю как сейчас, говорят в начальной школе сейчас книжки выдают, но нам никто ничего не выдавал, и с 1-го класса родители сами покупали весь комплект учебников, так вот для 9-го класса комплект учебников (без атласов, контурных карт, решебников и прочих пособий, которые пришлось покупать для подготовки к ГИА) стоил 5500руб. Многие из родителей в состоянии купить своим детям по два комплекта?
avatar
Еще не успев дочитать коммент до конца, сразу подумала: кто сможет по 2 комплекта учебников покупать? Бред форменный. А как финансируются школы — становится ясно на родительских собраниях: «вход бесплатный, выход-1000 рублей» (в каждой шутке есть доля шутки).

Недаром перед 1 сентября по ящику начинается реклама: «Возьми кредит- собери ребенка в школу» … Так и есть. Более чем дорого обходится родителям полный «боекомплект» ребятенка. А если детей 2-3? У нас же курс на повышение рождаемости.
И если одежки (форма) частично могут от старших перейти к маленьким (и то не всегда, а если дети разнополые — вовсе никогда), то учебники с постоянно меняющимися рекомендациями Минобра –точно одноразовые.

Нашим первоклашкам учебники выдала школа, мы покупали только рабочие тетради по предметам (т.н. мини-учебники), ну и все остальные канцтовары.
Наш портфель с начинкой, кстати, весит уж точно не рекомендованные 1,5кг… Безмена вот дома нет, самой интересно, на сколько потянет…
avatar
А по поводу того, что
дети к первому классу должны читать, писать, считать простейшие действия и много чего еще
вот такая информация:
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
3.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.
Сейчас в детских садах отменили занятия по развитию речи, риторике, математике. Так что наши бедные детки, уже с подготовительной группы детского сада напрочь лишены детства! Если раньше (в моем детстве) в детских садах не было подготовки к школе, то и в школе от детей не требовали знаний, и действительно учили читать-писать-считать в первом классе, и умели все это действительно единицы, то почему сейчас, убрав из дошкольной программы подготовку к школе, от первоклассников требуют знаний? Ну не все же родители обладают педагогическими талантами!
avatar
Ну не все же родители обладают педагогическими талантами
запасайся терпением, скоро понадобится))
avatar
Где бы взять его, терпение…
avatar
Боже, в скольких только конкурсах они не участвуют, сколько рисунков было нарисовано, бесконечные доклады, рефераты, презентации, олимпиады.И все это он делает, готовиться дома с родителями, а школа потом отчитывается об очередном проведенном мероприятии.Ребенок приползет(другого слова и не скажешь) из школы, поел, полчаса отдохнул и опять уроки, к вечеру он уже никакой.Мы взрослые хотим в субботу отдыхать, а ребенок не имеет право! На него льется такой поток информации, который трудно переварить, отсюда постоянные головные боли, ребенок хочет спать-мозг требует отдыха.Вспоминаю свою детство-мы постоянно были на улице, а сейчас некогда гулять-впереди ждут великие дела!
avatar
И при такой загрузке школьников, уровень образования продолжает падать.
avatar
Мысли учителя заняты другим, как подзаработать, набирают дополнительные часы, кружки, продленки.Тут уж не до качества.Дочь в младших классах " ходила" на кружок, причем желание никого не спрашивали, загоняли в библиотеку и они там сидели, каждый занимался, чем хотел.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.