
О начальной школе… и не только
Опубликовал Enigma в личный блог
+17

Чтобы не оффтопить в топике про ностальгию, решила вынести эту темку на отдельное обсуждение.
В продолжение разговора о начальной школе есть некоторые мысли, которые хотелось бы обсудить с жителями Тауна.
Зайду издалека… Утром, собираясь на работу, слушала телевизор (честно говоря, даже не обратила внимание по какому каналу, но не суть). Речь шла о том, что современные дети стали много времени проводить в интернете, о том, что родители не всегда (или вовсе никогда) не контролируют, на каких сайтах «зависают» их чада, о необходимости запрета регистрации в социальных сетях детей до 13- летнего возраста…. Я слышала не весь ролик, уходила-приходила, но смысл понятен…
А далее прозвучало, что с 1 сентября 2013 года у первоклашек информатика будет уже обязательным предметом программы. Вот вам и здрасьте: сначала детей затащим за компьютер, а потом начнем ахать, что они в интернете «живут», ни поесть, ни погулять не заставишь… не умеют дружить и общаться…
]Конечно, современные дети растут совершенно в другом мире- мире информации и всевозможного мультимедиа…
Нашими гаджетами были Электроника и Тетрис. Да, еще Тамагочи (у меня не было- я уже выросла к тому времени:)))) Видеоплеер (о, чудо-техника) у меня появился в 1996-1997гг, когда пошла работать. Аудиомагнитофон пораньше, в старших классах. Ну и фотоаппарат, конечно,- «мыльница» Кодак, мой верный друг:)) Вот и все…
А сейчас чего только нет, начиная от сотовых телефонов всех мастей до различной видео-аудио- и прочей техники. Муж принес приборчик размером с ладошку- «мультимедийный плеер», говорит… Никогда бы не подумала, что они такие маленькие… А телевизоры с 3D, компьютеры, ноуты, нетбуки, планшеты, электронные книги, гарнитуры беспроводные, крошечные плееры размером с флешку, переносные жесткие диски и тд и тп. И с каждым годом все интереснее и навороченнее…
Да, наши дети живут в мире техники и что самое удивительное, действительно, в совсем еще нежном возрасте уже вовсю умеют всем этим электронным изобилием пользоваться))
Но вернемся к вопросу начальной школы… Давайте обсудим, насколько это нужно и правильно- вводить с первого класса те дисциплины, которым нас, учеников советской школы, учили в более старших классах.
Вот сейчас у первоклашек обязательные предметы: литературное чтение, математика, русский язык, окружающий мир, технология, изо, музыка и физкультура. Кроме того, еще кружки: информатика, английский, основы православной культуры, спортивные секции и ОЧумелые ручки. Вроде ничего не забыла)))
Объем информации ОГРОМНЫЙ!!! Дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, им трудно еще концентрироваться на одном действии, они же как эхо- тут же реагируют на каждый шорох. Кошка за окном пробежала- и вот весь класс смотрит на кошку, а не на доску))
Кроме того, сейчас дети в основном «городские», мало уже у кого остались бабушки в деревне, где можно играть на свежем воздухе, бегать босиком по траве и земле, а не по раскаленному асфальту да в облаке смога, загорать, купаться, пить натуральное, а не порошковое молоко, есть «с куста и грядки» настоящие овощи-фрукты-ягоды, а не пластмассовое «изобилие» 21 века… Здоровье у детишек не очень, они легковозбудимые, часто болеют, им трудно справляться со школьными нагрузками.
Да и маленькие они еще. Это физиология. Мозг перегружается и начинаются провалы в памяти на элементарных вещах. Вчера прошли материал, все поняли, закрепили, повторили, проходит два дня- ребенок уже напрочь все забыл, стоит, моргает глазенками…
Вот и скажите, братцы-таунцы, что вы думаете по этому вопросу, стоит ли с первого класса пытаться впихнуть в еще совсем маленькие мозги столько информации, которая и так никуда не уйдет. Всему свое время. У нас информатика была не с начальной школы- и что, мы что-то потеряли при этом? Выросли «неправильными»?">
Будьте проще, надеюсь, вам в детстве рассказали, что такое телевизор?
Как Шерлок сказал: не надо забивать свой чердак ненужной информацией, потому что нужную не сможешь найти…
Ну что-то вроде того ;))
Со второго класса английский уже обязательный предмет.
этим занимается наука математика, а не информатика!
а то я в школе информатику не учил. Что конкретно Вас не устраивает в программе изучения школьником информатики? Конкретно, а не то что вся информатика «бред»
зачем тупо зубрить, однозначно ребенок должен понять, о чем идет речь, и объяснить своими словами.
Темчик, ты что на информатике программы не писал??? Здесь очень даже пригодится логическое мышление ;))
И информатику ты изучал в достаточно «взрослом» возрасте, когда мозг уже способен запоминать большой объем разноплановой информации, он «натренирован» уже за годы обучения в начальной школе.
ничего нового я не узнавал из уроков, потому что дома у меня был компьютер.
кстати, знакомство с когмпьютером у меня произошло в году 1998-99. начинал с игр. до сих пор помню их
В институте довелось поработать на «Искре», это вообще чудо- техника))))
только потом у нас появились первые IBM.
помню. с 6 класса. (4 класса у меня не было). а 6 класс самое начало средней школы. Ну на 2 года я был постарше) не велика разница)
Можно и квантовую физику в первом классе преподавать, а почему нет?
Я покупала дочке так называемые «подарочные» издания на разную тематику: природа, космос, доспехи и оружие, погода, динозавры, животный мир, атласы всевозможные, энциклопедии… Шикарные книги большого формата, с замечательными иллюстрациями. Взрослому интересно, не то, что ребенку. И все это изучается с удовольствием, но по желанию, а не в принудительном порядке.
Я о том, что если ребенку интересно, он и сам попросит родителей рассказать ему азы информатики. Сейчас очень много литературы, где в игровой форме про технику рассказывается. Муьтик «Фиксики» вот тоже…
НО: в принудилово с 1 класса технические предметы вводить- это перебор, я считаю.
Перечень необходимых для изучения первоклашками предметов я перечислила в топике, считаю, что этого более чем достаточно))
Для ребенка 2 года- это огромный временной интервал!
Пример. Новорожденный не умеет ничего, но идет время и с каждым днем он учится чему-нибудь, осваивает разные навыки и умения. За год он «проходит» такой объем информации, что если перевести это на взрослые годы, то получится очень большой период времени для изучения.
Организм растет и развивается, то, что еще не воспринимается в 1 классе, прекрасно усваивается во 2-м.
Но и перекосов быть не должно, с умом надо подходить к разработке программы для младших школьников, учитывать все факторы.
Не нужно пытаться с первого класса вдолбить в головы университетские знания. У детей должно быть дестство, а не беспрерывное изучение школьной программы.
Детям элементарно некогда отдыхать, организм не справляется с нагрузками и начинает сбоить, и это совсем ничего хорошего не принесет.
где это я доказывала такое?
с глазами совсем беда- не нашла))
Разговор пока вертится около информатики вроде. Вот как раз математика, русский, чтение- это три кита, на которых основан тот набор необходимых знаний, которые нужны первоклашкам.
Дальше к эти предметам постепенно будут добавляться другие, сложнее и объемнее.
А не враз в начальной школе все на головы выплеснуть- а усвоил или нет- мало кого волнует.
ИМХО))
ноги парил когда-нить, когда болел?
Сунь сразу ногу в горячую воду- обожжешься!!!
Постепеннно погружаем сначала пяточки, потом дальше, и наконец всю ногу.
Прекрассный терапевтический эффект во втором случае, а в первом ожог и психологическая травма, приводящая к отказу от подобных манипуляций в дальнейшем…
Так и с обучением ;)))
уверен, что через 10 лет в приоритете школы будут другие дисцинлины… химия? физика? я хз…
вы у меня спрашиваете? вы хотите, чтобы я ответил, что в голове у абстрактного среднестатистического ребенка?
Здесь мне близка позиция Татьяны)
Тёмка, речь идет не о том, нужна ли информатика в школе, а нужна ли она первокласснику (!).
Повторюсь, эдак можно и квантовую физику, и интегралы начать с младших классов изучать. А что, вырастут дети гениями!!!
Когда я училась в школе, в первом классе учили ЧИТАТЬ (!). В нашес классе было совсем мало детей, кот орые это умели.
А сейчас дети к первому классу должны читать, писать, считать простейшие действия и много чего еще.
У них еще помимо школьной программы кружки- там тоже идет поток новой информации, которую надо усвоить.
Внеклассное чтение- обязательно каждый день надо прочитать некоторое количество художественного произведения и записать в дневник.
В общем-то, хотелось бы, чтобы взрослые, ответственные за принятие решений и разработку программы для начальной школы, хоть иногда спускались с высоты своего возраста и ставили себя на место 7-8 -леток, пытались смотреть на мир их глазами, и тогда все стало бы на свои места…
Так вот, исходя из данных норм: родители первоклашек, взвесьте портфель своего ученика, интересно, сколько же получится? У моей 9-классницы вес портфеля — 5,6кг.(без сменки, физ-ры и пр.)
И еще не знаю как сейчас, говорят в начальной школе сейчас книжки выдают, но нам никто ничего не выдавал, и с 1-го класса родители сами покупали весь комплект учебников, так вот для 9-го класса комплект учебников (без атласов, контурных карт, решебников и прочих пособий, которые пришлось покупать для подготовки к ГИА) стоил 5500руб. Многие из родителей в состоянии купить своим детям по два комплекта?
Недаром перед 1 сентября по ящику начинается реклама: «Возьми кредит- собери ребенка в школу» … Так и есть. Более чем дорого обходится родителям полный «боекомплект» ребятенка. А если детей 2-3? У нас же курс на повышение рождаемости.
И если одежки (форма) частично могут от старших перейти к маленьким (и то не всегда, а если дети разнополые — вовсе никогда), то учебники с постоянно меняющимися рекомендациями Минобра –точно одноразовые.
Нашим первоклашкам учебники выдала школа, мы покупали только рабочие тетради по предметам (т.н. мини-учебники), ну и все остальные канцтовары.
Наш портфель с начинкой, кстати, весит уж точно не рекомендованные 1,5кг… Безмена вот дома нет, самой интересно, на сколько потянет…
Сейчас в детских садах отменили занятия по развитию речи, риторике, математике. Так что наши бедные детки, уже с подготовительной группы детского сада напрочь лишены детства! Если раньше (в моем детстве) в детских садах не было подготовки к школе, то и в школе от детей не требовали знаний, и действительно учили читать-писать-считать в первом классе, и умели все это действительно единицы, то почему сейчас, убрав из дошкольной программы подготовку к школе, от первоклассников требуют знаний? Ну не все же родители обладают педагогическими талантами!