
Триптих "ПОЛЕ КУЛИКОВО"
Опубликовал Enigma в блог Творчество
-1



Триптих «Поле Куликово» художник Ю.Ракша. 1980г.
Фото с сайта art-rus.info
Жаль, не могу панорамой разместить…
В продолжение темы, начатой здесь: www.efremov-town.ru/blog/2215.html#comment41010
Позволю себе разместить этот топик в блоге «Творчество», тк речь пойдет о художнике и одной из его работ. И хотя по правилам ресурса в этом блоге находятся творческие работы посетителей портала, пусть это будет исключением…
Давно, когда я была ребенком, маме подарили большую красивую книгу- альбом художника Юрия Ракши. В советские времена хорошие книги были редкостью, а тем более такие подарочные издания- яркие, с глянцевыми страницами, красивые и интересные. Я любила ее рассматривать. Эта работа художника тогда еще запала мне в душу, и поэтому я не могла не вспомнить о ней, начав разговор о Куликовом Поле.
Надеюсь, вам тоже будет интересно…
]«Левая часть. „Благословение на битву“.
Три главных драматических события, три времени, три места действия отобразил Юрий Ракша в своей последней и самой значительной работе — триптихе «Поле Куликово».
В левой части триптиха — событие, происходящее за несколько недель до битвы на Мановце, за околицей Троицкого монастыря. В центре композиции Сергий Радонежский — духовный наставник князя, главный радетель за Русь и её государственность, её объединение. Последнее благословение, последний поклон. Рядом с Сергием в белой рубашке мальчик — это Андрей Рублев, будущая гордость русской живописной школы; рыжеволосый воин-инок — Александр Пересвет, «первоначальник победы», который падет скоро «за други своя» в поединке с Челубеем; его старший брат Ослябя, дружинники, странницы и девочка, которая, словно через века, смотрит на нас, призывая душой разделить тревоги и чаяния того незабываемого времени.
Правая часть. «Проводы ополчения».
Вернулся князь от Сергия и двинул войска от белокаменных стен Москвы, им же построенных, на юг, к Дону «встречь ворогу».
В центре композиции среди провожающих ополчение — Евдокия, любимая жена Дмитрия. Она не плачет, она уже выплакала свое, и сейчас не имеет права на слезы — она жена князя и должна быть мужественна. Она беременна, и это символ, жизнь продолжается. Рядом сын, уже понимающий, что отец уходит на битву, и дочка, с улыбкой слушающая звуки жалеек, — как всегда на Руси, с музыкой и слезами провожают близких на битву.
«А Москва? Выходили ополченцы к Москве-реке в заветный час, где на воде мирно покачивались суда купцов, стояли баньки по отлогому берегу, темнели мостки, где обычно бабы полоскали белье. И в который раз провожали здесь воинов жены и сестры… Сколько еще на Руси будут провожать жены мужей и братьев своих! Сколько их еще не вернется с поля боя!»
«Для меня всегда очень важно название картины, ведь в нем заключается суть вещи. Когда у меня есть название — это значит, что я готов, что я уже до конца знаю, чего хочу», — писал Ракша в одной из статей.
Центральная часть. «Предстояние».
Эта тема занимала в творчестве художника особое место. Вот что он писал об этом: «Почему же Куликово поле осталось в веках? Да потому, что здесь утверждалась идея и вера а русскую государственность. Русь поверила в себя. Русь стала Русью… Для себя суть события я увидел именно в высокой духовности народного характера. Не хотелось героев сверхчеловеков, не хотелось иконоподобных, пустоглазых, ничего не выражающих ликов. Если бы битва происходило сегодня, я увидел бы на поле своих друзей, знакомых и незнакомых людей, тех, кто сегодня рядом со мной, — моих современников. Не хотелось и самого боя, рукопашной, бряцанья оружием, — это скорее удел кинематографа… Я пришел к трехчастной форме картины — триптиху, что даст возможность показать событие многопланово и в развитии. Я вижу своих героев в основные высокодуховные моменты — благословения на битву, проводов ополчения и в момент собирания духа перед битвой — предстояния…
Дмитрий со своими товарищами, освещенные первыми лучами солнца, вглядываются туда, где стоят войска Мамая. Еще туманы стелются в низинах, еще полна росы высокая осенняя трава, а дружины уже выстроились в боевые порядки, и только потерянный жеребенок в предощущении страшного мечется между ними. Вдали за спиной воинов блестит Дон. Но по-прежнему главное должно быть в лицах, в глазах и я высвечу их, а потому меньше костюмности, антуража. Очень важен пейзаж. Единый для всех частей горизонт объединяет и Москву, и Троицкий монастырь, и поле Куликово. Объединяет в одно целое, и все это — Родина. Благословенная наша Родина, которую надо отстоять».
Друзья мои, нам с вами выпала честь жить недалеко от тех мест, где происходила эта великая битва.
Правда, историки спорят, была ли она такой масштабной, и была ли вообще…
Не нам судить.»>
В общем-то, на этом у меня все. Рада, если кому-то понравилось…
Пожалуй, пора на этом заканчивать…
Мультфильм есть- «Лебеди Непрядвы», печальный очень.