avatar

Ефремов и не только ;). Часть 3. Баловнево.

Опубликовал в личный блог
+1
Продолжение моих велопутешествий по окрестностям. Начало здесь www.efremov-town.ru/blog/284.html
и здесь www.efremov-town.ru/blog/297.html.
27.04.2010
Итак, прокатимся сегодня немного подальше по Тульской и Липецкой областям.
В своих путешествиях в сторону Данкова раньше я незаслуженно обходил вниманием истинную жемчужину Липецкой области — усадьбу Баловнево. Между тем это уникальное место для средней полосы России, в свое время не уступающее своей красотой лучшим усадьбам Москвы и Петербурга.
Вот что предварительно удалось выяснить:
«Баловнево, находящееся недалеко от уездного города Данкова в бывшей Тульской губернии (нынешней Липецкой области) входит в число выдающихся русских усадеб. Точнее, входило, поскольку в нынешнем виде ансамбля практически нет. Хотя есть еще отдельные постройки, одичавший парк и главный шедевр баловневской архитектуры — грандиозная и загадочная Владимирская церковь, давно включенная в список самых ценных образцов классицизма в провинции. В конце 18 века Баловнево принадлежало тульскому губернатору генерал-поручику Матвею Васильевичу Муромцеву, человеку влиятельному и богатому. При нем с размахом была создана барская усадьба. Уровень здешних построек позволяет говорить о привлечении Муромцевым какого-то крупного архитектора, возможно даже не одного.

Полвека назад И.Э.Грабарь в своих поисках неизвестных и предполагаемых произведений В.И.Баженова обнаружил след великого зодчего и в Баловневе, уверенно включив церковь в круг его работ. Впрочем, никаких доказательств причастности Баженова к баловневскому строительству представлено не было, ни Грабарем, ни поддержавшими эту версию позже Вагнером и Чугуновым в желтой книжке про окраинные рязанские земли. Усадебное предание, как и во многих других случаях, говорит о причастности к постройке дворца Муромцевых самого Растрелли, но это из разряда того, что „даже не обсуждается“. В фамильном архиве и мемуарах современников фигурируют имена разных архитекторов, скульпторов и художников, работавших в Баловневе. Это и голландец Вержень, присматривавший за „строением“, и скульптор Замараев, и художник Лигоцкий. Некоторое время здесь жил В.А.Тропинин, писавший портреты Муромцевых.

Усадьба по-настоящему никем не исследована. Поэтому всерьез, на основании документов говорить о ней пока не получается. Легенды, как правило пересказываемые с авторскими добавлениями, только запутывают картину. Нынешнее Баловнево сохранило далеко не все. Утрачен главный дом со всем его наполнением. Хотя кое-какие ценности уцелели в музеях. Мало кто знает, но из Баловнева происходит хранящийся сейчас в Третьяковской галерее знаменитый портрет Екатерины Великой на прогулке с собачкой, написанный в 1794 году В.Л.Боровиковским. В конце 1790-х годов портрет, не понравившийся государыне, приобрел у художника М.В.Муромцев. Картина висела в главном зале усадебного дома, пока в начале 20 века потомки Муромцева не продали ее П.И.Харитоненко. Уже от него она попала в Третьяковку.»

Так дворец выглядел 100 лет назад


После столь впечатляющего описания захотелось взглянуть на всю эту красоту своими глазами.
Маршрут рисовался примерно следующим: Ефремов-Шилово-Воскресенское-Теплое-Баловнево-Данков-Лебедянь-Воскресенское-Ефремов. Протяженность примерно 210-230 км, темп неспешный, учитывая начало сезона.
Ну что, поехали?
Собрались в 8.30 утра вместе с другом, с утра немного вмешались обстоятельства и пришлось по работе быстро заскочить в Ясеновую, накрутив лишние 15 км., но это только на пользу, таким образом где-то в 9.30 выехали из города.
Дорогу на Шилово все знают, деревеньки быстро пролетали мимо и через час с небольшим мы подьезжали к мосту через Красивую Мечу. Здесь позабавил один неадекватный водитель на 12 модели Таза непонятного малинового цвета. Сначала долго сигналил сзади, хотя мы ехали по своей полосе и правил не нарушали, обгоняя, делал распальцовки, что-то доказывая самому себе, в Шилово остановился, опять таращил пальцы и что-то мычал, был послан на хе. и на этом успокоился.
Интересное наблюдение — самые непредсказуемые водители ездят на Тазах, изделиях китайского автопрома и прочих ланусах, купленных в кредит. Они считают велосипедиста чем-то не заслуживающим внимания. Специально для таких напоминаю, согласно ПДД велосипедист является полноценным участником дорожного движения со всеми правами и обязанностями, не забывайте об этом. Но это так, лирическое отступление…
«Русская Швейцария» провожала ужасными дорогами, будто подвергшимся ковровым бомбардировкам, запахом помоек и сильнейшим ветром, несущим тучи пыли.


Еще 10 км и мы в Воскресенском. Такие маленькие селения почти все похожи друг на друга:

прилично выглядящее здание администрации

магазин

телефонная будка теперь в каждой деревне

разрушенная церковь

памятник советской эпохи, очень уж на Сталина похож, рядом с руинами церкви символично выглядит

и жилища местных жителей.
Еще через 12 км Теплое, та же картина но дорога уже очень хорошая


Здесь уже покатилось быстрее и примерно через 15 км мы вьехали в Баловнево. Два шпиля Владимирской церкви хорошо было видно с дороги и вот мы уже вьезжаем в это чудное место.


Храм поражает воображение своим величием и былой красотой. Можно лишь догадываться, как прекрасен был он два века назад.







Сейчас храм находится в ужасающем состоянии, фасад прорезали глубокие трещины, он может разрушиться в любой момент. Тем не менее в одном из притворов шла служба.

Рядом с храмом пруд, некогда входивший в парковый ансамбль, сейчас тоже запущенный.

Эти люди десятилетиями создавали рукотворную красоту для грядущих поколений, ну а мы, благодарные потомки, умеем чтить их память…

Осмотрев храм, поехали в усадьбу.
Ранее удалось найти описание имения незадолго до революции со слов внука, последнего владельца усадьбы:
… Мы приехали в Данков, там нас встретили коляски. Баловнево было только в семи верстах от Данкова. По дороге была плоская степь, стояла пшеница, сахарная свекла. То тут, то там были маленькие рощи дубов. Подъехали к имению. В России было, говорят, 12 имений, которые назывались „дворцы", никто не знал, почему. Баловнево называлось „дворец".
Въезд был через триумфальную арку, построенную Растрелли. Были еще две такие арки в других въездах через парк. Проехали через часть парка и выехали на передний двор дома. Дом был колоссальный. Главный дом был соединен аркадами с двумя флигелями, образующими букву „П". Перед мощенным булыжниками подъездом была круглая травяная площадка с бьющими фонтанами, окруженными грядками цветов. Напротив стояла высокая каланча, по-моему, очень некрасивая, построенная Растрелли, — это была водяная башня с часами, которые били в часы и получасы. Прямо напротив была широкая каменная лестница, ведущая в парк, с двух сторон которой были какие-то квадратные крепости с зубчатыми стенами. Это были ледники. Дом был, говорили, тоже построен Растрелли, но мне кто-то сказал, что его строил Жуков, ученик Растрелли — старшего.
Баловнево было построено Матвеем Муромцевым, который был личным секретарем и любовником Екатерины. Говорили, что он его построил, чтобы принимать Екатерину. Мне кажется, это не могло быть правдой. В Баловневе была картина Боровиковского, на которой Екатерина, одетая в амазонку, стоит у мраморного моста в баловневском парке. Деревья в парке уже большие.
Я помню, что, посмотрев на картину, мы решили найти то место, где стояла Екатерина, нашли и деревья, они еще были там.
В кабинете дедушки в стеклянном колпаке была амазонка Екатерины, сапоги и перчатки. Как видно, Боровиковский приезжал писать в Баловнево. Что более странно, это поясной портрет Екатерины в той же или такой же амазонке письма Левицкого. То, что Екатерина гостила в Баловневе несколько недель, было в ее письмах к Муромцеву. Мы с моим двоюродным братом читали их с интересом (писем было 30 с лишним), и я даже в те юные годы был поражен, что никак не было бы возможности по этим письмам сказать, что они были написаны любовнику.
Дом был грандиозный, более 100 комнат, но, по моему мнению, он не был красивым. Должен сказать, что мало комнат помню, может быть, я в них никогда не был. Мы жили во флигеле. Было очень странно: на втором этаже, где мы жили, было 10 квартир, по 3 комнаты в каждой, и даже были номера на дверях, точно отель.
Парк был разбит замечательно. От лестницы шла очень широкая аллея, которая пересекала „реку" через мраморный мост и продолжалась сперва через парк, потом через какой-то насаженный, ясно планированный лес, и кончалась лужайкой, на которой месяцеобразно были посажены 15 дубов. Таких дубов я ни раньше, ни позднее никогда не видел. Они были все ровные, 4-5-ти футовой толщины, стволы подымались без ветвей футов на 40, и вышина дубов была невероятная, думаю, 150 футов, может, больше.
Меня озадачило: такие старые дубы должны были быть по крайней мере в два или три раза старше Баловнева.
От той же лестницы расходились веером аллеи. Были всякие пересечные аллеи, лужайки обыкновенно с колоссальным развесистым дубом, но все же обычным, не таким, как в конце главной аллеи.
„Река", которая извивалась через парк, оказалась прудом. Концов ее я никогда не видел. Парк был сам более 400 десятин. На мысах, выдающихся в реку, были какие-то беседки, в виде греческих храмов. Было, насколько я помню, два каких-то вычурных деревянных моста.
В начале каждой аллеи были прибиты к деревьям доски, на которых было написано: „Главная Николаевская аллея", „Александровская аллея", „Екатерининская аллея" и так далее. Это было странно… По ту сторону реки крутились дорожки, за каким-нибудь поворотом вдруг беседка или скамейка. Это нам, детям, все было очень интересно, но почему-то мне Баловнево совсем не понравилось.
Церковь, тоже красная с белым, была построена Растрелли и какая-то была нерусская на вид. Она стояла глубоко в парке.
За парком было 3.600 десятин, почти все пахотные, разбитые на десять хуторов, каждый со своим собственным хозяйством. Земля была чернозем. В Баловневе я в первый раз видел гадюк, их там было много.
Дедушка только летом жил в Баловневе, а управлял имением некто Соколов. У меня сохранились счета Баловневского управления, которые я получил из Венеции, где у дедушки был дом на Большом Канале. Судя по ним, Баловнево приносило ему очень много…

Вот та самая арка

а это та самая водонапорная башня


сейчас там хозяйничают голуби

масштаб строения впечатляет и сегодня

Но больше всего поразил подвал, ледник, как называли его раньше. Как и все в усадьбе он находится в плачевном состоянии, местами обвалился. Местные жители постепенно засыпают его мусором. Но кладка сделана на века




Лишь эти две постройки сохранились. В одной живут люди, вторая потихоньку растаскивается.



В одном из помещений, вероятно это была трапезная, сохранились рисунки на стенах. Может быть, они более позднего времени, хотя кто знает…

Отсюда прямо в подвал вел подземный ход, сейчас заваленный мусором.


К сожалению, у нас не было времени осмотреть всю усадьбу, спустились лишь к прудам и двинулись на Данков.
Дорога на Данков хорошего качества, движение слабое. Ехать было здорово, донимал лишь сильный боковой ветер.
На подьезде к Данкову стоит памятник летчикам, героям войны


на постаменте МИГ-15, а настоящий ПЕ-2 выглядит так


Топик слишком длинный:). Продолжение здесь www.efremov-town.ru/blog/316.html


8 комментариев RSS
avatar
Я просто в шоке!
На велосипедах 230 км! Я поражен! У Вас шоссейники?
Я к своему стыду ничего не знал про Баловнево. Это просто супер-интересно! С огромным нетерпением жду продолжение и большое спасибо!
avatar
Нет, у нас обычные байки, на шоссейниках по таким дорогам все ямы соберешь. Про Баловнево я сам до недавнего времени не знал, хотя катался мимо много раз. Храм стоит в нескольких сотнях метров от дороги и шпили заметно хорошо.
У меня хобби такое, находить и посещать интересные места.
avatar
Madshus у меня предложение скооперироваться. В конце мая буду в Ефрике.
Предложения такие:
1. Пеший переход Волово — Теплое вдоль разобранного участка жд Смоленск-Раненбург с целью посещения того, что осталось от станции Огарево.
2. Поездка в Тулу-50
avatar
Интересно. Только вот в пешие походы я ходил в далеком детстве. У меня ни опыта ни снаряги нет. Может на великах?
А в Тулу-50 я собирался сьездить.
avatar
я планирую переход на один день, налегке, камера, GPS, вода и чуть-чуть еды, расстояние примерно 25-30 км, 5-6 часов идти + час на осмотр места, в конце, если останутся силы еще хотелось бы посмотреть остатки вокзала в Теплом. Но в принципе на велике тоже было бы неплохо, если велик смогу найти к этому времени.

Кстати, куплю «ХВЗ Спринт» или «ХВЗ Рекорд» или раму от них, рама предпочтительнее, может у кого на даче без дела валяется.
avatar
Так можно было бы, а то я подумал ночевки, палатки, и прочие атрибуты туризма. Насчет велика, ХВЗ не знаю где найти, а вот китайский двухподвес могу дать, только без подготовки тяжело на нем.
avatar
да, с двухподвесом у меня опыта нет, за предложение спасибо
давайте ориентироваться на конец мая 24-30 числа, Тулу-50 тоже хотелось бы посетить
avatar
Ничего, я иногда ездил на нем по 80 км, нормально. Давайте ориентироваться, только у меня работа ненормированная, пока ничего не известно, буду занят или нет.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.