avatar

Общественный транспорт Ефремова

Опубликовал в личный блог
0
Итак, наш любимый город относительно не большой. Но все же как то надо по нему передвигаться.
И у нас ходит общественный транспорт только в виде Пазиков и Газелей. Ксожалению, ни троллейбусов ни трамваев у нас нет. Хотя трамвай планировался.
Итак, что мы имеем:
В Ефремове на 1 января 2011 действует несколько маршрутов. Стоимость проезда в Ефремове 10-11 рублей.

№ 2 «Лодочная»--«Курган „Бессмертия“»
№ 3 «Больница»(полукольцевой)-- ул. Химиков
№ 4 ГПК—ЖБИ(Заводоуправление СК)
№ 5 «Лодочная»-- ЮЗР(ул. Менделеева)
№ 5К «Лодочная»-- «МЖК»(ул. Энтузиастов)
№ 6 ж/д Вокзал—дер. Ясеновая
№ 9(сезонный) Дачи
В ближайшее время можно ждать восстановление маршрута №1, но в другом ввиде какой он был ранее
вот схема
fot.com.ru/index.php?act=Attach&type=post&id=5558

Теперь о маршруте который безжалостная история не пощадила.
маршрут №1. Лодочная --з-д ЖБИ
Единичка от Лодочной до ул.Ленина шла как пятерка, затем поворачивала на ул.Ленина и шла до Октябрьского через Универмаг и Автовокзал. На Октябрьской сворачивала на Мира и далее как современная четверка до завода ЖБИ (заводоуправление СК)

Пару слов о трамвае.
Во время строительства Химзавода планировалось, что рабочих будит возить скоростной трамвай. Он имел бы 2-3 остановки в городе. Но увы, этим планам не суждено сбыться. Теперь по этому маршруту рабочих возят Икарусы-гармошки, ЛиАЗ 5256.

вспоминаем. коментируем. выкладываем фото.


32 комментария RSS
avatar
Стоимость проезда по городу сейчас 11 рублей (на автобусе от ПАТП)
avatar
Небольшая заметка, написанная Dobar Dan, и размещенная на старой-старой-старой версии сайта
ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ ЕФРЕМОВА

К сожалению, ни метро, ни какого-либо другого рельсового или электрического транспорта в нашем городе нет. А потому все перевозки тел славных ефремовцев осуществляются с помощью автобусов и приравненных к оным лайнов.
На сегодняшний день существует три маршрута:
* №4
* №5
* №6.
А где же три первых? — спросите Вы.
Увы, эти маршруты История не пощадила. Однако рассказа о себе заслуживают и они.
Итак…

АВТОБУС №1. «ЦРБ — ЗАВОД ЖБИ»

Его маршрут начинался от разворотного кольца на южной окраине города, рядом с главным корпусом Центральной районной больницы. Далее «единичка» шла по улице Дачной, останавливалась у главного входа на рынок (ост. «Колхозный рынок»), перебиралась по мосту через Медвежий Верх и выруливала на Красную площадь. Соответствующая остановка располагалась в начале улицы Свердлова (при движении обратно «единичка» тормозила у входа в Краеведческий музей — там ещё раньше были иконостасы для портретов членов Политбюро).

От Площади №1 шёл по Свердлова до Пьяного угла (перекрёстка с улицей Ленина) с промежуточной остановкой «Комсомольский сквер» между перекрёстками с Тургенева и Комсомольской. Интересно, что напротив сего сквера располагались два серых здания: 4-этажный горисполком/райисполком слева (если стоишь спиной к скверу) и 3-этажный горком КПСС справа. А потому на жёлтой картонке с обозначением остановки чернела надпись «ГОРКОМ». Сейчас в левом здании расположена местная администрация, а в правом — дом детского творчества.

У книжного магазина «однушка» заворачивала налево, на улицу Ленина. Соответствующая остановка располагалась на Свердлова, у хлебного магазина (в обратном направлении — уже по Ленина, примерно напротив книжного; в этом магазине до 1981-го года размещался «Детский мир»).

По Ленина автобус шёл до самого конца этой улицы, останавливаясь на перекрёстке с Короткова («Универмаг») и в месте у-образного пересечения Ленина с Красноармейской. Эта остановка именовалась то «Кинотеатр „Комета“ (он расположен слева по ходу, в зарослях), то „Автовокзал“ (справа по ходу). Обратная остановка размещалась чуть дальше, примерно напротив Водоканала.

Далее маршрут „единички“ пролегал по Тульскому шоссе до дома культуры „Октябрьский“ (на этом перекрёстке налево идёт Октябрьская, а направо — Мира). Промежуточная остановка была лишь одна -»Улица Союзная", в том месте, где в Тульское шоссе сия улица упирается. Причём, на обратном пути автобус на «Союзной» не останавливался, видимо, из-за того, что следующая остановка («Комета») в данном направлении находится совсем рядом.

Остановка, которая так же в разные времена именовалась по-разному («Улица Октябрьская», «Дом культуры „Октябрьский“) расположена уже на Мира, рядом с центральным входом вышеупомянутого ДК. Там некогда были установлены потрясающие объёмные белые буквы. Выложенная ими надпись звучала следующим образом: „Превратим Ефремов в город высокой культуры!“

После этой остановки №1 углублялся в так называемый Микрорайон и тормозил на пересечении с улицей Дружбы (»Улица Мира") — на так называемом Микровском Пьяном углу, а затем — на повороте на улицу Строителей (одноимённая остановка). Ныне на этом повороте расположена некая тошниловка.

Конечная часть маршрута «единички» проходила по Строителей. Напротив электросетей располагалась остановка «1-й микрорайон», а следом за ней — конечная, «Завод ЖБИ». В начале восьмидесятых здесь начало функционировать новый административный корпус завода «СК», а потому название «Завод ЖБИ» постепенно уступило место «Заводоуправлению СК».

avatar
Продолжение 1.
АВТОБУС №2. «КУРГАН БЕССМЕРТИЯ — ЗАВОД СК»

Этот маршрут был едва ли не самым длинным в Ефремове, но, в то же время, и самым несчастным — его постоянно перекраивали. На этом маршруте были максимальные интервалы движения — два автобуса в часы «пик».

Начинался маршрут от разворотного кольца напротив Кургана Бессмертия на въезде в Ефремов со стороны Тулы и шёл сначала по Тульскому шоссе, имея остановки «Автобаза» и «Улица Дальняя» напротив так называемого «11-го магазина». Затем «двойка» сворачивала на улицу Маяковского и шла по этой улице до Ленинградской. На углу была остановка «Хлебозавод». Свернув налево, автобус шёл по Ленинградской до перекрёстка с Союзной. Промежуточные остановки: «Улица Октябрьская» у бани (иногда эта остановка так и именовалась «Баня»), «Улица Чехова» на перекрёстке с вышеупомянутой улицей и «Улица Союзная». От последней остановки (она располагалась у совершенно пробросного магазинчика «Протухты» сельского типа; при движении «туда» — на Ленинградской, «обратно» — на Союзной) автобус поворачивал налево и поднимался по Союзной обратно на Тульское шоссе, не останавливаясь на остановке «единички». Следующий «двойкин» стоп распологался у развилки улиц Ленина и Красноармейской («Кинотеатр „Комета“ или „Автовокзал“ — см. автобус №1); при движении „туда“ — остановка совпадала со стопом „единички“, „обратно“ — располагалась на Красноармейской напротив кинотеатра „Комета“ у стенда (агитационной конструкции) с плакатом „СССР — оплот мира и труда“. От этой остановки „двойка“ шла по Красноармейской до Красной площади, тормозя на перекрёстке с Комсомольской (»Школа №9" — на этом углу ещё было кафе «Славянка», но о нём отдельный рассказ) и за перекрёстком с улицей Тургенева («Школа №6» — на этой остановке стопились и многие деревенские автобусы, ибо в шестой школе обучалась в основном сельская молодёжь, а городским там пребывать — в восьмидесятые годы — считалось в падлу). На Площади «Двойка» останавливалась «обратно» — как и «единичка», «туда» — у входа в Горсад.

Ну а с Красной площади маршрут автобуса постоянно подвергался изменениям. Для начала проследим самый первый вариант маршрута.

От Площади автобус шёл по улице Карла Маркса, поворачивал налево на улицу Лермонтова, по которой доезжал до перекрёстка с Комсомольской. На нём, у магазина «Стеклянный», была остановка, название которой я точно не помню. Думаю, «Улица Комсомольская». От «Стеклянного» автобус поворачивал направо и спускался один квартал по Комсомольской и поворачивал налево, на улицу «Ломоносова». Здесь была остановка, я так же не помню точно её название. Работала она только в одном направлении — при движении «обратно», ибо на той стороне улицы Ломоносова, что ближе к вокзалу, не было места для остановочного кармана.

По Ломоносова «двойка» проезжала ещё один квартал — до микрорынка «Хитрушка» на месте нынешней художественной мастерской (на рынке продавали совершенно суперсерийные малосольные огурцы с хрустом!), где стопилась («Улица Ломоносова») и заворачивала направо, на улицу Ленина.

По Ленина автобус спускался до конца (точнее, начала) улицы и заворачивал налево, на улицу Некрасова. По правую руку оставался вокзал (к нему вели на редкость скользкие в зимнее время ступеньки), а потому и остановка называлась «Железнодорожный вокзал». Затем автобус вновь заворачивал налево, поднимался один квартал по улице Словацкого Восстания, заворачивал направо на Ломоносова и останавливался у дома культуры «Химик» (так же называлась и остановка); напротив располагался каток, где до сих пор проводит свои домашние матчи в первенстве Тульской области ефремовская команда «Химик». От дома культуры «двойка» двигалась дальше по Ломоносова и достигала разворотного кольца у старого административного здания завода «СК». Здесь и располагалась конечная.

Первое изменение маршрута «двойки» состоялось где-то около 1980-го года и было вызвано плохим состоянием дорожного покрытия на улице Карла Маркса. Отныне автобус стал выезжать с Площади на улицу Свердлова, останавливаться (как и «единичка») у Сквера и поворачивать направо, на Комсомольскую. Следующая остановка — у магазина «Стеклянный» (см.выше).

Следующее изменение произошло где-то в первой половине 1980-х. «Двойка» стала доезжать по Свердлова до Пьяного Угла. Здешняя остановка, если помните, именовалась «Улица Ленина». При движении «туда» автобус №2 стопился на том же месте, что и «единичка», а вот в обратном направлении тормозил на Ленина у ателье (сейчас там базируется некий раздолбанк). Свернув направо, «двойка» спускалась по Ленина до вокзала, останавливаясь на «Улице Ломоносова» (там ещё стояли бочки с пивом и квасом). Конечной теперь стал «Ж-д вокзал», ибо администрация ЕЗСК перебралась на конечную «однушки», и гонять «двойку» до конца улицы Ломоносова необходимость отпала.

По такому маршруту автобус ходил несколько лет, пока окончательно не исчез с карты Ефремова.

АВТОБУС №3. «ЦРБ — УЛИЦА ХИМИКОВ»

Начало маршрута «тройки» совпадает с началом «единички» — от больницы до Пьяного Угла аналогия полная. От Пьяного Угла «тройка» продолжала двигаться прямо по улице Свердлова до конца оной (обратная остановка «Улица Ленина» располагалась за «Книжным» — напротив раймага и раймаговской Хитрушки). Следующая остановка именовалась «ПАТП» (пассажирское автотранспортное предприятие). Затем «тройка» перебиралась по мосту через железнодорожные подъездные пути завода «СК» (единственный в Ефремове мост над железной дорогой), поворачивала налево и останавливалась у нового здания администрации ЕЗСК. Читатель помнит, что с другой стороны сюда добиралась «единичка», имеющая здесь конечную — «Завод ЖБИ». Так вот, далее «тройка» двигалась по маршруту «однушки» по улицам Строителей и Мира до остановки «Улица Мира» на Микровском Пьяном Углу. Отсюда «трёшка» заворачивала направо, на улицу Дружбы, ехала по оной до конца — до упора в улицу «Химиков» и достигала разворотного кольца.

На маршруте №3 действовал учебный «ЛиАЗ» (с широкой кабиной), на котором шоферил молодой (в начале 1980-х) блондин Евгений Лебедев.

АВТОБУС №4. Первый вариант. «КОЛЬЦО»

Такой маршрут существовал совсем недолго в начале 1980-х. Интересно, что иногда на лобовом стекле стояла табличка «4», а иногда — «Кольцо».

Возьмём за точку отсчёта остановку «Завод ЖБИ». От неё автобус двигался по обратному маршруту «единички» до «Кинотеатра „Комета“, затем — по маршруту „двойки“ до Красной Площади, наконец, по маршруту „Тройки“ обратно до „Завода ЖБИ“. Движение осуществлялось только в одном направлении.

АВТОБУС №4. Второй вариант. „ГПК“.

Этот маршрут поначалу как бы не был городским, а потому номера не имел — на лобовом стекле значилась табличка „ГПК“ (глюкозно-паточный комбинат). Даже после отмены маршрута „Кольцо“ номер „4“ данному маршруту присваивать не торопились.

Этот автобус стартовал от „Завода ЖБИ“ и шёл по обратному маршруту „единички“ до предпоследней остановки „Колхозный рынок“. Перед рынком „ГПК“ поворачивал налево, на Воронежское шоссе (а, стало быть, и остановка в данном случае располагалась с другой стороны от входа на рынок, совпадая со стопом деревенских и междугородных автобусов). Затем „ГПК“ пересекал Красивую Мечу, миновал портовый город Иноземка и следовал до собственно ГПК. Как там располагались остановки — я, к своему стыду, не знаю.

Маршрут „ГПК“ высветил ненужность „единички“, которую он практически точно дублировал, а потому уже в российские времена „однушку“ отменили, а „ГПК“ официально получил номер „4“.
avatar
Продолжение 2.
АВТОБУС №5. «ЦРБ — ЮГО-ЗАПАДНЫЙ МИКРОРАЙОН»

Маршрут совпадал с «тройкой» до Микровского Пьяного Угла. Отсюда «пятёрка» продолжала двигаться по Мира, стопилась у дома культуры Октябрьский («Улица Октябрьская»). Затем пересекала Тульское шоссе и по улице Октябрьской въезжала в Юго-Западный микрорайон, имея промежуточную остановку «Улица Ленинградская» на пересечении с соответствующей улицей, у станции скорой помощи (напротив располагается стадион 7-й школы). В Юго-Западном микрорайоне «пятёрка» двигалась по улице Интернациональной и имела там ещё пару-тройку остановок. Каких — к сожалению, не знаю.

Этот маршрут появился в середине 1980-х в связи с заселением Юго-Запада и оставил не у дел вскорости отменённую «тройку». Интересно, что номер «пять» был присвоен маршруту ещё до того, как «ГПК» стал номером 4.

В настоящее время разворотный круг у ЦРБ реконструирован. Теперь автобусы при движении от Юго-Запада поворачивают перед рынком направо, у больницы — налево (там расчистили забор, огораживавший дальнюю часть рынка, куда в годы оные регулярно приезжал передвижной зоопарк) на карман отстоя, а затем снова налево — на Воронежское шоссе.

АВТОБУС №6. «ЯСИНОВАЯ»

В годы существования «двойки» этот маршрут не имел порядкового номера, а обозначался просто «Ясиновая». На этом маршруте, единственном в городе, работал кондуктор. Хотя цены были городские — те же 5 копеек. Начинался маршрут от железнодорожного вокзала, по улице Ленина (по последнему маршруту «двойки») поднимался до Пьяного Угла (остановка «Улица Ленина» при движении «туда» располагалась за «Книжным» у дома быта). Затем автобус следовал по маршруту «единицы» до дома культуры «Октябрьский» (соответствующая остановка в обоих направлениях размещалась за перекрёстком с Октябрьской и совпадала со стопом деревенских и междугородных линий); продолжал движение по Тульскому шоссе и у следующей остановки («Улица Дальняя») сливался с обратным маршрутом «двойки». От Кургана автобус на Ясиновую продолжал своё движение чуть дальше, выезжал за пределы города, заворачивал налево и въезжал на разворотное кольцу в виду центральной усадьбы совхоза «50 лет без урожая».

Номер «6» этот автобус получил после отмены «двойки».

Обслуживались пассажирские маршруты города Ефремов скотовозами «ЛиАЗ-677» различной раскраски (лишь в конце советского периода появились стандартные — жёлтенькие). Билеты распространялись с помощью уникального устройства с серым корпусом, в которое забрасывались монеты, а затем с помощью расположенной слева чёрной ручки круглой формы выкручивалась билетная лента (одновременно чёрная резиновая лента, защищённая стеклом с прорезью, увлекала монеты внутрь устройства). В принципе, можно было не бросать деньги, а билетов отрывать сколько угодно. Для пресечения подобных ситуаций над окнами внутри салона размещались исполненные красной красной по трафарету надписи: «Совесть пассажира — лучший контроллёр». Не помню, кстати, чтобы в Ефремове в те годы имели место проверки белетов живыми контроллёрами. Надо полагать, совесть пассажира себя в те годы ещё не изжила. Ибо (я прекрасно помню), как многие входившие громко изрекали, обращаясь к салону: «Проездной».

На посадочных площадках автобусов бали прикреплены коричневые (полукруглые в вертикальном сечении) контейнеры из эбонита с выпуклой надписью «Для использованных билетов».

Уже в российские времена на городских линиях появились муниципальные «икарусы», частные «коробочки» (старые и новые «ПАЗики», «Кубани», «КАВЗы») и лайны («РАФики» и «ГАЗели»).



avatar
Если не ошибаюсь, то №9 идет так: от заводоуправления и до площади как №4, затем через Стрелецкий мост до теперь уже бывшей М-4 по ней через Пушкари до поста ГАИ и обратно через ГПК, Иноземку, Лодочную до площади.
avatar
а на Лодочную зачем? может через Базар?
avatar
точно, просто как-то подумал проиноземский мост, ну и дальше ассоциация с лодочной пошла
avatar
ничего бывает!
слушайте а есть фотки автобусов Ефремова советских времен. Гармошки, ЛиаЗы 677-Скотовозы, ЛаЗы Туристы, Пазики итд))
Любопытно глянуть
avatar
MENSHIK1991 — слушайте а есть фотки автобусов Ефремова советских времен.

Очень хорошо помню, как перед ВОВ катался по Ефремову
вот на таком автобусе ГАЗ по маршруту «горбольница — з-д СК-3».

avatar
этот автобус из Ефремова или в принципе на таком?
avatar
с какого года у нас общественный транспорт ходит?
avatar
MENSHIK1991с какого года у нас общественный транспорт ходит?

Предвоенный ефремовский автобус ГАЗ 03-30 начал выпускаться в 1938 году.
Но если мы ведём речь об автомобильном общественном транспорте города (а не о конке), то м.б. он появился с пуском СК-3, когда надо было подвозить рабочих на производство. Но что это были за машины, да и были ли они? Да и была ли конка в Ефремове? На фото увидеть пока не довелось.
avatar
Да и была ли конка в Ефремове? На фото увидеть пока не довелось.

для конки рельсы нужны. и она должна была распологаться на центральных улицах чтобы пассажиропоток был: Б.Московская (Свердловка), Тульская (Ленина) и тд. Интересный вопрос была ли у нас конка?
avatar
MENSHIK1991 — этот автобус из Ефремова или в принципе на таком?

Натуральных довоенных ефремовских Вы вряд ли сейчас найдёте в коллекциях.
avatar
я имею ввиду фото
avatar
MENSHIK1991 — я имею ввиду фото

Конечно же, я и имел в виду фотоколлекции.
avatar
elislav, вспомните какие маршруты тогда были и с какого года у нас ходит общественый транспорт? очень интересно…
avatar
MENSHIK1991 — какие маршруты тогда были и с какого года у нас ходит общественый транспорт?

MENSHIK1991, по поводу срока появления общественного транспорта — предположение см. выше. А предвоенный маршрут ГАЗ 03-30, насколько я помню, был только один: «горбольница — мимо рынка — ул. Свердлова — Тульская ул — ул. Ломоносова — завод СК-3». Да и машин-то на маршруте было м.б. не более двух единиц.
avatar
Помню не так давно лет 7 назад у нас ходили Рафики, Лиазы, Икарусы -Гармошки. Было как то станно когда на площаде гармошка поворачивала. Пол автобуса повернуло, а половина еще нет и по «Свердловке» едет. вот были времена…
avatar
Помню не так давно лет 7 назад
Может лет 17 назад??
avatar
рафики ушли в начале 2000-х. Помню точно Газели начали полностью ходить с 2001-2002) До этого была сборная солянка. И Рафики и Газели и даже Мерсы(Белые и один зеленый). Так этот зеленый мерс щас на пригороде Ефремов-Чернятино. Можно на площади заловить
avatar
Внесу некоторые поправки и дополнения:
1) Конечная была на площадке перед СЭС, там где сейчас палатка хлебозавода. На этом месте стояла будка диспетчера, водила после рейса заходил туда отметить путевой лист и мог задержаться там чуть ли не на час, при этом из будки мог раздаваться хохот на всю округу. На вопросы назойливых потенциальных пассажиров, когда наконец-то автобус поедет, как правило звучало: «График!!!». А народу тогда скапливалось на остановках предостаточно, на порожках весели, а поездка от рынка до микрорайона могла длиться 40-45 мин., при том что автобус в принципе на остановках выполнял свои функции, а не как сейчас стоит в ожидании пассажиров.
2) Проезд стоил 4 копейки. Особенно радовал кассовый аппарат задней площадки. Он был автоматизирован по сравнению со своим собратом с передней площадки. В специальное углубление складывалась мелочь общим номиналом именно 4 копейки (сдачи аппарат не выдавал), далее на него надо было нажать с усилием и некоторой резкостью, после чего из щелки выскакивал билет. Но так как устройство было довольно сложным для того времени, то оно часто выходило из строя.
3) Контролеры были и довольно часто, но в основном когда билеты уже компостировали. Но, во-первых, это были одни и те же женщины с ПАТП, и многие их знали в лицо. Соответственно, когда их замечали на остановках по салону сразу шел гул, мол контролеры, и все начинали массово компостировать билеты. Я в свое время приспособился по-другому к их облавам. Контролеры сверяли рисунок компостера с оттиском на твоем абонементе. Поскольку автобусов было не так много, и по одному маршруту они ходили одни и те же месяцами, тоя для каждого сохранял билеты с соответствующим ему рисунком. Хорошая экономия.
4) Несколько слов об АГУ — автобусном громкоговорящем устройстве. Были времена, когда из динамиков над входными дверьми скотовозов можно было услышать: «Остановка ПАТП, следующая ЖБИ», причем водил в случае молчания, довольно существенно за это штрафовали. Был один водитель, веселый такой, который помимо необходимой информации, еще и народ веселил всю дорогу разными прибаутками.
avatar
я помню тож немного, но это было в постсоветские времена (1994-96гг). Помню на 4 ходили белые ЛиаЗ 677 с желтой полоской, на 5-ке ходили Желтые Лиазы 677 и Гармошки, а на 6-ке ходил один красный Лиаз 677. На 4ке попадались гармошки. Но на 6ке гармошек не было. Ибо в Ясеновой конечная маленькая она бы не развернулась. Да и на 6ке пассажиропоток маленький смыла нет. Еще помниться всегда на 5ке автобусы были полными от Октябрьского до Площади. Хоть Ленина и главная остановка на ней садилось-выходило дай Бог.
avatar
Вот такой вот «птеродактиль» лет семь назад ходил по маршруту Ефремов-Шилово

avatar
интересно Гармошки остались?
avatar
интересно Гармошки остались?
Летом видел одну, по Свердлова вниз катила, удивления предела не было, думал, что только на картинках теперь их увидеть можно!
avatar
Кстати про птеродактеля, он же в прошлом году тоже в Шилово ездил! Помню был рейс с таким автобусом!
avatar
Эх,«скотовозик» бы увидеть хоть разок!!! такая ностальгия! Был в Абхазии-там РАФики еще колесят вовсю в роли маршруток, проехался на одном-во восторг то где был!
avatar
Всего «гармошек» было 5, кажется, появились они в Ефремове году в 90-91, ходили по 4 маршруту, а потом по 138. Вообще номер 138 в детстве взрывал мой мозг, до этого всегда ходил ЛИАЗ-667 с маршрутом «Химзавод», а тут вдруг 138 взялся. :) Почему-то запомнилось, что тот самый химзаводской ЛИАЗ был в белой окраске с фиолетовой полосой внизу, а Ясеновая была с красным автобусом с белой полосой. Кстати, обратил внимание, что на пазиках ПАТП теперь указан маршрут 105. Я подумал, что это какая-то уловка, чтобы поднять оплату проезда до 11руб, типа пригородный маршрут.
avatar
Объясняю номера 104,105 и 106 это внутрерайонная нумерация. Например, пригородный маршрут Ефремов-Дубики 118
avatar
говорят в городе маршрут № 7 появился. Как он ходит?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.