
вузы теперь не для всех
Опубликовал baranovsv в личный блог
+8
На прошлой неделе во Дворце детского и юношеского творчества состоялось общегородское родительское собрание, посвященное вопросам проведения Единого государственного экзамена и получения выпускниками ефремовских школ профессионального образования. В основном собрались родители одиннадцатиклассников. Вела собрание заместитель председателя комитета по образованию Н. М. Михуткина. Выступили гости из областной столицы: С. А. Потапов, декан факультета довузовской подготовки Тульского государственного университета, и И. В. Шахкельян, декан факультета естественных наук Тульского государственного педуниверситета имени Л. Н. Толстого По словам С. А. Потапова, его приятно удивила многолюдность собрания. На подобные мероприятия в других райцентрах обычно собирается меньше родителей. Как известно, недавно принят новый федеральный закон «Об образовании». В соответствии с ним серьёзно меняется вся структура и начального, и среднего, и высшего образования. Подписан президентский указ о реорганизации ряда вузов. Министерством образования и науки в настоящее время проводятся различные мониторинги, призванные выявить эффективность каждого высшего учебного заведения.
Цель — сократить их количество на 30-40% в течение нескольких лет. Людей с высшим образованием в стране явно избыточно. Та система высшего образования, которая сложилась после распада СССР, фактически оказалась направлена на то, что вуз стал уже не столько местом, где дают профессиональные знания, сколько местом, в котором молодые люди проходят какую-то социализацию: получают возможность общения, повышают свои коммуникабельные способности, обретают друзей, но зачастую, к глубокому сожалению, никак не знания.
Далее С. А. Потапов говорил о том, что трудно представить, «какая мышиная возня сейчас идёт на уровне министерства по вопросу закрытия ряда федеральных вузов». Высшие учебные заведения сливаются, расформировываются, уже определен порядок перехода студентов из одного вуза в другой при их реорганизации. Частные вузы должны отойти на второстепенный план. Хотя с другой стороны с прошлого года и некоторым частным вузам стали выделять бюджетные места. То есть государство поощряет конкуренцию между ними вне зависимости от формы собственности. Все вузы тульского региона пока признаны эффективными. Но все, кроме госуниверситета (бывшего «политеха»), имели те или иные отклонения по некоторым параметрам мониторинга.
Определено, что стоимость обучения в вузе не может быть ниже, чем стоимость, закладываемая государством на финансирование образовательной деятельности в этом вузе. По мнению С. А. Потапова, эта цифра будет в среднем около 115 тысяч рублей за год обучения, а по некоторым специальностям — около 60 тысяч рублей. То есть сравнительная общедоступность высшего образования, которая имело место в последние десятилетия, на наших глазах исчезает. Государство считает, что за меньшие деньги качественно подготовить специалиста невозможно.
Ликвидируются льготы при получении высшего образования для детей-сирот и детей-инвалидов. Для них остаются льготы только при обучении на подготовительных курсах. При этом абитуриенты-инвалиды должны предоставить копию медицинского документа (плана реабилитации) о том, что их заболевание позволяет им учиться в вузе и именно по данной специальности.
Достаточно откровенно говорилось на собрании и про взятки в вузах. Складывается довольно тупиковая ситуация, когда во взятке заинтересованы все. И преподаватель, который тем самым повышает своё материальное положение, и студент, который за пару тысяч рублей получает возможность сдать зачёт, не прилагая к этому интеллектуальных усилий, и родители, многие из которых всегда уверены, что их ребёнок и так достаточно умный. Вот только знаний в результате студенты, участвующие в такой «низовой коррупции», не получают — они платят взятки за право не учиться.
В целом мотивация к учёбе у современных студентов крайне низкая. В основной своей массе нынешние студенты не хотят по-настоящему «грызть гранит науки». Ищут и находят способы получить заветный диплом более «лёгким» способом. А вот притязания к своему послевузовскому будущему у многих весьма высоки. Почти все хотели бы сразу же после окончания института (университета) получать зарплату в 80-100 тысяч рублей. При этом до 90% выпускников вузов в итоге находят работу не по той специальности, по которой учились.
Пытаясь дать ответ на вопрос, почему складывается такая ситуация, С. А. Потапов не исключил, что это результат «империалистических происков», как говорили в советские времена.
Обращаясь к родителям, он особо подчеркнул важность и полезность для абитуриентов выбора в качестве одного из предметов на ЕГЭ физики. Поскольку в большинстве специальностей, на которые преимущественно отводятся бюджетные места, необходима физика. Хотя это связано со множеством проблем. В том числе и с низким уровнем преподавания этого предмета в большинстве школ. Некоторые преподаватели, страшась провала своих учеников на ЕГЭ, так или иначе отговаривают выпускников и их родителей от сдачи физики. И более популярным предметом на ЕГЭ у выпускников становится обществознание.
В Тульском госуниверситете зачастую приходится первокурсникам преподавать школьные азы физики, не усвоенные ими вовремя, тратя драгоценное учебное время, которое можно было бы использовать с большей пользой.
Что же касается среднего профессионального образования, то оно в соответствии с новым законом должно стать общедоступным. Теперь при поступлении в техникум не будет требоваться сдача экзаменов. Если же число желающих учиться в нём будет превышать количество мест, то студентов станут отбирать по среднему баллу. А те, кто не пройдут, смогут поступить в другой техникум.
Сергей БАРАНОВ
(опубликовано в «Панораме красивомечья» № 8, 21 февраля 2013 г.
Цель — сократить их количество на 30-40% в течение нескольких лет. Людей с высшим образованием в стране явно избыточно. Та система высшего образования, которая сложилась после распада СССР, фактически оказалась направлена на то, что вуз стал уже не столько местом, где дают профессиональные знания, сколько местом, в котором молодые люди проходят какую-то социализацию: получают возможность общения, повышают свои коммуникабельные способности, обретают друзей, но зачастую, к глубокому сожалению, никак не знания.
Далее С. А. Потапов говорил о том, что трудно представить, «какая мышиная возня сейчас идёт на уровне министерства по вопросу закрытия ряда федеральных вузов». Высшие учебные заведения сливаются, расформировываются, уже определен порядок перехода студентов из одного вуза в другой при их реорганизации. Частные вузы должны отойти на второстепенный план. Хотя с другой стороны с прошлого года и некоторым частным вузам стали выделять бюджетные места. То есть государство поощряет конкуренцию между ними вне зависимости от формы собственности. Все вузы тульского региона пока признаны эффективными. Но все, кроме госуниверситета (бывшего «политеха»), имели те или иные отклонения по некоторым параметрам мониторинга.
Определено, что стоимость обучения в вузе не может быть ниже, чем стоимость, закладываемая государством на финансирование образовательной деятельности в этом вузе. По мнению С. А. Потапова, эта цифра будет в среднем около 115 тысяч рублей за год обучения, а по некоторым специальностям — около 60 тысяч рублей. То есть сравнительная общедоступность высшего образования, которая имело место в последние десятилетия, на наших глазах исчезает. Государство считает, что за меньшие деньги качественно подготовить специалиста невозможно.
Ликвидируются льготы при получении высшего образования для детей-сирот и детей-инвалидов. Для них остаются льготы только при обучении на подготовительных курсах. При этом абитуриенты-инвалиды должны предоставить копию медицинского документа (плана реабилитации) о том, что их заболевание позволяет им учиться в вузе и именно по данной специальности.
Достаточно откровенно говорилось на собрании и про взятки в вузах. Складывается довольно тупиковая ситуация, когда во взятке заинтересованы все. И преподаватель, который тем самым повышает своё материальное положение, и студент, который за пару тысяч рублей получает возможность сдать зачёт, не прилагая к этому интеллектуальных усилий, и родители, многие из которых всегда уверены, что их ребёнок и так достаточно умный. Вот только знаний в результате студенты, участвующие в такой «низовой коррупции», не получают — они платят взятки за право не учиться.
В целом мотивация к учёбе у современных студентов крайне низкая. В основной своей массе нынешние студенты не хотят по-настоящему «грызть гранит науки». Ищут и находят способы получить заветный диплом более «лёгким» способом. А вот притязания к своему послевузовскому будущему у многих весьма высоки. Почти все хотели бы сразу же после окончания института (университета) получать зарплату в 80-100 тысяч рублей. При этом до 90% выпускников вузов в итоге находят работу не по той специальности, по которой учились.
Пытаясь дать ответ на вопрос, почему складывается такая ситуация, С. А. Потапов не исключил, что это результат «империалистических происков», как говорили в советские времена.
Обращаясь к родителям, он особо подчеркнул важность и полезность для абитуриентов выбора в качестве одного из предметов на ЕГЭ физики. Поскольку в большинстве специальностей, на которые преимущественно отводятся бюджетные места, необходима физика. Хотя это связано со множеством проблем. В том числе и с низким уровнем преподавания этого предмета в большинстве школ. Некоторые преподаватели, страшась провала своих учеников на ЕГЭ, так или иначе отговаривают выпускников и их родителей от сдачи физики. И более популярным предметом на ЕГЭ у выпускников становится обществознание.
В Тульском госуниверситете зачастую приходится первокурсникам преподавать школьные азы физики, не усвоенные ими вовремя, тратя драгоценное учебное время, которое можно было бы использовать с большей пользой.
Что же касается среднего профессионального образования, то оно в соответствии с новым законом должно стать общедоступным. Теперь при поступлении в техникум не будет требоваться сдача экзаменов. Если же число желающих учиться в нём будет превышать количество мест, то студентов станут отбирать по среднему баллу. А те, кто не пройдут, смогут поступить в другой техникум.
Сергей БАРАНОВ
(опубликовано в «Панораме красивомечья» № 8, 21 февраля 2013 г.
Тег работать заставить у меня не получается. Образования не хватает наверно. Я учился когда информатику ещё не преподавали. Если сможете поставьте его за меня.
Господин Потапов правда говорил ещё, что если поступишь на бюджетьное место и будешь получать одни пятёрки то стипендия увеличивается как раз для этих самых 8 тысяч рублей. Но это будет очень узенькое горлышко и хорошо ещё если для талантливых, а не опять же для взяточников.
А мы сейчас что пробуем? Эти ЕГЭ, магистры-бакалавры… — они откуда?
у кого есть деньги и цель попасть в чило управляющих заводами, тем это образование и нахер не упало!!! Они и так придут и будут управлять: хорошо или плохо… но будут!
А то, что образование станет не таким общедоступным, это несомненный плюс! Зачем плодить море ничего-не-знающих-спеиалистов-неучей!? из-за них, вернее из-за их числа, умные ребята не всегда реализоваться могут… они просто теряются в их количестве…
И не надо тут постить, что если у тебя есть деньги, то ты сраная тупая и бездарная золотая молодежь, которая все может купить… есть среди них очень хорошие и умные ребята. А так же есть несопостовимо огромное количество дерьма, которое лезет во всевозможные «неактуальные» факультеты лишь бы получить хоть какое-нибудь образование!!! и самое плачевное, что это «дерьмо» берут, берут зачастую для того чтобы укомплектовать учереждение студентами, и тянут их преподаватели по 5 лет… и курсовые за них пишут и на экзаменах вытягивают((((
понтов«престижу» понадобятся дипломные «корочки», — то купить их в прямом смысле, или предварительно став в 5...6 -летнюю очередь, не составляет особого труда. Как показывают последние события, невелика цена и ученых степеней. В итоге научный потенциал Отчизны растет как на дрожжах ;)И ведь что печально, такие расторопные хлопчики ни так уж и не правы. «Шибко умным» в нашей стране быть — дураков нет…
Ну а если народится на Руси новый Ломоносов, скорее всего не судьба ему, вне зависимости от материального состояния родителей, получать образование в России. За такими сейчас идет охота лучших университетов мира, а интернет позволяет сэкономить на лаптях…
Система образования в СССР и то, что сейчас сотворили «реформаторы» — это земля и небо.
Речь, разумеется, не о «корочках», а об образовании.
Хотя… У меня есть другой «пример из жизни». Недавно видела одного — «шибко умный», в ПТО (производственно-технический отдел) «собаку съел», седьмой год работает, а в трудовой записано «монтажник», потому как нет образования-то… Нет и карьеры (((
Выходит, работодателя устраивает результат труда, но корпоративная кадровая политика не позволяет сделать исключение? Такой дуростью особенно страдают госкорпорации. Типа Газпрома. Тем самым подталкивая способных и результативных практиков и самоучек к обзаведению «корочками» и порождая спрос на низкопробные, но необременительные «образовательные» услуги…
В таких «флагманах» множество неэффективных рабочих мест, к кандидатам на которые предъявляются завышенные требования о высшем образовании. А в штатных расписаниях сплошь 5...6-е разряды, хотя главное орудие производства лопата, малярная кисть и бензокоса. Не нужно сырьевой экономике много «мозгов». Нужны лояльные исполнители, довольные жизнью (пока роботы еще дороговаты и малофункциональны). Образование (не «корочки») может мешать быть довольным и счастливым, если оно реально не востребовано на рабочем месте. А человек, есть мнение, создан для счастья, как птица для полета…
P.S. Мне искренне интересно ваше мнение.
периодически здесь возникают темы «колько же получают ефремовцы?» по-моему работников с 8 т.р./мес. немного.
Да, получать 20-30 т.р./мес. и отстегивать за образование любимого чада 50-60 т.р. в год несколько некомфортно. Но ребята, есть же кредиты на образование, соглашения с предприятиями и т.д и т.п. Хочешь учится — способ найдешь. В конце концов, по-моему каждая первая семья может позволить себе а.м. уровня Рено Логан (Лада Гранта), почему же жаба душит отдавать аналогичные деньги за образование?
немного облегчает только, есть имущественный вычет в сумме расходов на образование в рос.вузе, но это так, мелочи.
А вы неужели считаете, что правильно то, что налогоплательщики оплачивают фабрики по раздаче дипломов кому угодно?
Вы хотите сказать, что Рено Логан это какая-то недоступная роскошь для некоего медианного жителя Ефремова? у меня есть глаза, уши, я живу не в ваккууме и для меня очевидно, что это не так.
Точных цифр соц.опросов не знаю, но наверное на вопрос «как вы относитесь к платному высшему образованию» ответы «Негативно» стремятся к 99%. А если спросить «почему?», то будут говорить, «а как же бедные многодетные семьи с талантливыми детьми?». Некоторые добавляют «у которых нет денег на репетитора». Какая поразительная классовая солидарность, обычно не свойственная русскому народу!
(например, в прошлом году стоимость обучения там на экономфаке составляла 270 тыс.руб/год)
Очередной виток введения платы за все и вся, при таком подходе качественное образование возможно только уж очень не для всех. А названные цены вполне соответствуют лучшим зарубежным ВУЗам – Пекинский университет около 1 тыс уе за месяц с проживанием, Ганновер и Краков подороже но не критично. Правда ни один из этих университетов не живет только на деньги студентов.
Смешно, но правда. С оговоркой что менеджером в российском понимании термина менеджер — продавец чего нибудь. На фига для этого учиться?
Но ничего нового тут нет, раньше был термин «неполное высшее», ничем не хуже и возможности такие же.
Путь пройденный и по моему не самый удачный.
У каждого есть своя сильная сторона и талант. У КАЖДОГО. Но люди нихрена не видят своих сильных сторон, а часто находят в себе только лажу :ps_ih: и попусту занимаются самокозлением либо борьбой с какими-то внешними ветряными мельницами.
В чем, кстати, недостаток современной системы образования – оно даёт набор информации (хочешь – бери!), но большей частью бесполезной (неприменимой) тебе лично, и мало “раскрывает” человека, вообще НЕ ставя задачи помочь ему определиться с собственной жизнью (“кто я и куда я иду”). Почему-то подразумевается, что это не задача образования — а задача самого человека в своё свободное время :ps_ih:
На выявление, а также развитие и оттачивание своей сильной стороны и следует потратить жизнь.
И совершенно неважно, как к этому относятся другие — семья, близкие, друзья. Если плохо (не везёт с пониманием окружающих), лучше даже быть одному. Это лучше, чем прожить «не свою» жизнь, следуя советам других — и не принимая собственные решения. Но, ИМХО, кто-то понимающий тебя рядом всё-таки найдется (я описал самых худший вариант)
Неизбежно появляется какое-нибудь ДЕЛО (именно так, а не дело или дельце) в сфере применения твоих талантов, часто немалых масштабов. Если нет возможности заниматься им прямо сейчас (хотя все мы рождены именно для этого), и жизнь повернулась таким образом, что ты вынужден микроскопом забивать гвозди ради хлеба насущного – забивай, но ПОМНИ о своей сильной стороне). В итоге человек потом начинает ночи не спать, а выкраивает для ДЕЛА между рутиной и бытовухой часок другой (что страшно неэффективно, но все же лучше, чем ничего).
Иначе остается только пить, а пить скучно :grin:
Если общество не видит твоей сильной стороны, или не ценит её, — все равно развивай её, это лучшее, что ты можешь сделать. Год, пять, десять? Двадцать? Успех неизбежен, если постоянно идти к цели. Ему просто некуда деваться от такого нахала :mi_ga_et: