avatar

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ © Слово о Законе и Благодати

Опубликовал в личный блог
0
«Слово о Законе и Благодати» по праву можно считать произведением, с которого началась собственная история древнерусской литературы. Выросшая в лоне византийской книжной премудрости, которую Русь восприняла вместе с христианством, питаемая идеями и образами народного творчества, древнерусская литература сразу проявила в этом вершинном памятнике свои особенные черты, прославившие ее в дальнейшем…

Поставлении Ярославом Мудрым Илариона во главе Русской Церкви, состоявшееся, вопреки установленному порядку, не в Константинопольской патриархии, а на соборе русских епископов, было, очевидно, проявлением «вежливого неповиновения» Руси по отношению к Византии. Написанное Иларионом незадолго до этого «Слово о Законе и Благодати», в котором обосновывалась идея права Руси на равенство среди других христианских народов, подготавливало почву для реализации княжеского решения. Ибо оно было обращено Иларионом «ни къ невѣдущиимъ… нъ прѣизлиха насыштьшемся сладости книжныа, не к врагомъ Божиемь иновѣрныимъ, нъ самѣмь сыномъ его, не къ странныимъ, нъ къ наслѣдникомъ небеснаго царьства»…

Искренними и высокими помыслами проникнуто это произведение, ярко передающее духовную атмосферу эпохи. Говорит ли Иларион о приоритете христианской Благодати перед ветхозаветным Законом, описывает ли распространение христианства на Руси, произносит ли похвалы святому Владимиру и его сыну и продолжателю его дел Ярославу, обращается ли с горячей молитвой от имени Русской Земли к Богу — его речь дышит всегда живым чувством, родившимся от истины глубокой и радостной веры и гордости за свою страну. В «Слове о Законе и Благодати» впервые в древнерусской литературе звучат восхищенные слова о славном прошлом Руси как залоге ее славного будущего… угадывается уже тональность созданного спустя полтора столетия «Слова о полку Игореве».

Данный небольшой материал, надеюсь, поможет внести неторую ясность в дискуссию по актуальной теме «Только этика может помочь построить нормальное государство» www.efremov-town.ru/blog/624.html#comment18500, открытой Nickas’ом.


Крещение Руси. Худ. Васнецов В.М. Эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве. 1890.

К 960-летию начала служенения первого русского митрополита Илариона

Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона

Глум и насилье терпели тогда христиане,
в рабстве рожденные гнали свободных сынов,
тех и других омрачали раздоры и распри.
От Благодати свободной сие не укрылось,
как иудеи, рабы по Закону и крови,
на христианские чада ее нападают,
и возопила она перед истинным Богом:
Боже, отринь иудеев с их темным Законом,
в пыль их рассей. Ибо общего меж иудейством
и христианством, меж тенью и истиной — нет!
Крова лишилась рабыня Агарь с ее сыном,
а Исаак Аврааму наследником стал,
в пыль иудеи рассеяны были по странам,
а христиане наследовать Господу стали.
Как отошел свет луны при сияющем солнце,
так и Закон потускнел пред святой Благодатью.
Стужу ночную ликующий день расточил.
Землю холодную теплое солнце согрело.
И человечество больше не гнется в Законе,
а в Благодати свободно растет… Иудеи
перед свечою Закона себя утверждали,
а христиане спасение зиждут при солнце.
Не утверждается истиной и Благодатью
мир христианский, а только спасается ими.
Ибо, когда иудеи себя утверждали
старым Законом и тенью, — они не спасались.
Где иудеи, там самость себя утверждает,
где христиане, там души спасение зиждут.
Самость себя утверждает в мгновенье бегущем,
только спасение зиждется в веке грядущем.
Ибо в земном иудеи всегда процветали,
а христиане в небесном себя обретали.
Самость — душа иудейства, и в оные годы
не простиралась она на иные народы.
Щедро и благо спасение у христиан
и досягает великое множество стран.

_________________________________________________
Из Слова о Законе и Благодати митрополита Илариона
Перевод Ю.П. Кузнецова.
www.rd.rusk.ru/00/rd1/rd1_15.htm
Слово О Законе и Благодати — одно из самых ранних (написано между 1037-1050 г.г.)
и выдающихся произведений древнерусской литературы.
Автор Слова — Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г.

1. Д.С. Лихачев. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси.
infolio.asf.ru/Philol/Lihachev/great0.html
2. По материалам Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН.
www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868


2 комментария RSS
avatar
Разумно ли обожествлять закон и ведеть в нем единственную универсальную «палочку-выручалочку»?

Как бы в развитие темы «Только этика может помочь построить нормальное государство» >>> www.efremov-town.ru/blog/624.html#comment18500
avatar
Разумно ли обожествлять закон и ведеть в нем единственную универсальную «палочку-выручалочку»?

Не надо впадать в крайности. Никогда и ни в чём.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.