
НАШИ ТРАДИЦИИ © Денежный вопрос в русской культуре.
Опубликовал nickon в личный блог
-3

В последние годы тема денег становится все острее. Старшее поколение сетует на то, что молодежь быстро перенимает западную систему ценностей, где во главе всего – выгода, деньги и материальные блага. А давайте поразмышляем, какие ценности вообще характерны для нашего народа и какое место среди них отводится деньгам?
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КЛАССИКОВ
Ученица школы № 8 г. Отрадного Самарской области Дарья Каранова под руководством преподавателя литературы Марины Витальевны Грининой исследовала народные пословицы и произведения русских классиков, где затрагивается денежная тема.
«Я начала с анализа русских поговорок, – говорит Даша, – и поразилась тому, как ярко в них выражено превосходство духовных ценностей над материальными: „деньгами души не выкупишь", „лучше убытка на рубль, чем стыда на копейку", „денег ни гроша, да слава хороша".
Есть пословицы о том, что без денег тяжело: „на пустой карман и грош хорош", а также те, в которых с горечью признается власть богатства: „и правда потонет, коли золото всплывет". Но не было раньше того, что мы видим сейчас, – пословиц, прославляющих деньги. Это в последние годы вошли в обиход выражения: „не в деньгах счастье, а в их количестве", „денег много не бывает". Что ж, каково время – таковы и пословицы.
Во многих классических произведениях тема богатства играет заметную роль. Именно отношение героя к деньгам помогает читателю понять, что же за человек перед нами. В комедии Н.В. Гоголя „Ревизор" главные темы – коррупция, растрата государственных средств и нехватка денег. Все помыслы героев, все человеческие отношения сводятся к ценам, наживе и голому расчету.
В пьесе А.С. Пушкина „Скупой рыцарь" поднимается тема „роста" денег, дается представление о процентах как способе обмана бедняка. Показана двойственная природа богатства: оно дает власть и одновременно порабощает, делает человека полностью зависимым от денег.
В комедии Д.И. Фонвизина „Недоросль" главная интрига строится вокруг наследства Софьи. В одних героях оно пробуждает жадность, подлость, ласковость „до самой низости". Тогда как другие призывают помнить о добродетели. „Прямое достоинство человека есть душа", – говорит Правдин. „Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время", – вторит ему Стародум. „Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундуки, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного"».
Каждый писатель по-своему видит, понимает и изображает проблему влияния богатства на человека. Но многие сходятся на мысли, что деньги нередко заставляют людей забывать о нравственности, совести и честности («Зачем нужны эти возвышенные чувства, когда все можно купить?!»).
Если ориентироваться на произведения классиков, приходится признать, что не только сейчас, но и в прошлые времена были люди, для которых деньги превыше всего. Так в чем же тогда принципиальное отличие тех времен от наших? Наверное, в позиции самого писателя. В произведениях русских классиков утверждаются высокие духовные идеалы, а низменные материальные интересы отвергаются и осмеиваются. В произведениях современных писателей все наоборот: богатые подлецы вполне пригодны на роль положительных героев.
А как же «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского? Казалось бы, Раскольников – положительный герой, и вдруг он убивает старушку ради денег. Но не будем спешить с выводами. Характер Раскольникова не однозначен, как и его судьба, в нем есть добро и вера, он стремится помогать другим. Да и убийство он совершает не из-за денег, а ради своей идеи. И счастливым становится лишь на каторге, среди лишений и страданий. Там он обращается к вечным ценностям, способным исцелить его душу. Именно освобождение от власти денег делает главного героя умиротворенным. Он обретает смысл жизни в любви, вере и честной работе.
ИСТОРИЯ
Кстати, об убийцах и разбойниках. Существует немало исторических фактов, свидетельствующих о том, что они в России тоже не совсем обычные, не такие, как в других странах. Разбойники у нас следовали иным, не похожим на западные «кодексам чести». Они не боялись земного суда и соотносили преступления не с параграфами Уложения о наказаниях Российской Империи, а с высшим Законом Божиим…
Американские финансисты из влиятельной семьи Морганов гордятся своим предком – прославленным пиратом. Впрочем, нельзя судить об отношении народа к деньгам, опираясь только на идеологию разбойников. По словам историка, учителя школы № 6 г. Отрадного Самарской области Валентины Николаевны Спиряевой, у русских людей богатство всегда ассоциировалось с национальными богатствами страны: «Наши предки долго не могли признать деньги как абстрактное понятие, не обезпеченное ни мехом, ни драгоценными металлами. При Екатерине II были выпущены первые бумажные деньги, но отношение к ассигнациям в народе оставалось настороженным.
Отношение к богатым тоже было разным. Жених при деньгах не всегда был завидной партией. Больше гордились принадлежностью к высшему сословию, чем размером капитала.
Знатные фамилии, обеднев, не теряли статуса. А вот отношение к „скоробогачам" в Российской Империи было, скорее, негативным. Наименьшим доверием пользовались мастера делать деньги „из воздуха": ростовщики и процентщики. Больше доверяли купцам, а наиболее честно нажитым считалось состояние промышленников.
Открытая демонстрация своего благосостояния считалась вульгарной, скупость также не входила в понятие „хорошего воспитания". Требовалась золотая середина, найти которую удавалось лишь тем, кто с детских лет приобщался к этой умеренно-щедрой философии. Несмотря на то, что деньги для русского дворянина значили много и далеко не все могли себе позволить не думать о них, разговоры о деньгах в обществе были не приняты. Тема считалась низкой, недостойной обсуждения».
СКАЗКИ
Нормы нравственности, на которые человек ориентируется в жизни, закладываются, как правило, в детстве. Один из основных источников информации для ребенка – это сказки. Опираясь на мысли, чувства и поступки сказочных героев, дети делают выводы о том, что хорошо, а что плохо. Поэтому о ценностях народа можно судить по его сказкам.
Недавно на глаза мне попалась известная английская сказка «Дик Уиттингтон и его кошка», которая поразила меня своей принципиальной непохожестью на все русские сказки. Суть истории такова.
Жил на свете мальчик Дик – одинокий, голодный, несчастный сирота. Никому не было до него дела, все его гнали и обижали. Жил он у лондонского купца в каморке с крысами. Каждый день его била, нагружала непосильной работой и изводила насмешками злая кухарка. Лишь один друг был у бедолаги Дика – старая серая кошка. Вместе они дрожали от холода и делили последние крохи. Кошка, как могла, спасала мальчугана от крыс.
Как-то раз, снаряжая торговый корабль, купец обнаружил, что в трюме осталось свободное место. По обычаю в таком случае слуги могли отдать морякам свои вещи на продажу в дальние страны. У Дика совсем ничего не было – последняя рубаха, и та рваная. И он отдал на продажу кошку!
После этого крысы и кухарка вконец распоясались, совсем одолели бедного парня, и пошел он, куда глаза глядят, но вдруг от голода и слабости ему стало мерещиться, что церковный колокол поет: «Дин-дон, дин-дон, лорд-мэр Уиттингтон!» «Да я что угодно вытерплю, лишь бы стать лондонским лорд-мэром и кататься в роскошной карете!» – воскликнул Дик и, собрав последние силы, вернулся к купцу.
Вскоре возвратился из плавания корабль, и на глазах потрясенного хозяина и всей челяди капитан вручил Дику полную шкатулку золота и драгоценных каменьев. Оказывается, моряки заплыли в далекую страну, где народ очень страдал от крыс, и тамошний царь за огромные деньги купил кошку. Дик разбогател, женился на дочери хозяина, стал жить припеваючи и, как обещал церковный колокол, сделался лорд-мэром Лондона.
Чтобы заслужить все это, нужна была лишь «малость» – продать за деньги единственного верного друга. Мировоззрение западного человека рассматривает этот поступок как однозначно положительный. Он может служить примером для детей: «Рискни, сделай выгодное вложение и – разбогатеешь, станешь счастливым».
Можете представить себе русские сказки с похожим сюжетом? Их нет! Кто-то возразит, что и у нас во многих сказках главный герой в начале беден, а в конце богат и счастливо женат. Это так, но давайте посмотрим, как приходит богатство и счастье к героям русских сказок.
Емеля пожалел щуку, Кузьма Скоробогатый отпустил лисицу, попавшую в капкан, а Мартынка из «Волшебного кольца» спас от живодера кошку, собаку и змею. А вспомните все сказки, в которых голодный Иван-Царевич идет через горы, леса и реки и не может съесть ни зверя, ни рыбы, ни птицы, потому что кого ни поймает, все говорят: отпусти, мол, пригожусь. И ведь отпускает. И ведь пригождаются, помогают. В русских сказках путь к счастью – доброта. Именно доброта, а не торговый расчет. В этом и заключается мораль, которую народ через сказки хочет передать и привить своим потомкам.
И что же, все русские – добрые и милые, а на Западе народ сплошь злой и расчетливый? Конечно, нет. Доброта и для западного человека считается добродетелью, положительной чертой характера. Но там – если ты добрый и бедный, значит, что-то с тобой не так. Покопайся в себе, найди, в чем проблема, и стань богатым. Быть бедным там считается ненормальным. Материальный достаток в понимании европейца – это награда, которой судьба одаряет каждого хорошего, правильного человека. А отсутствие денег, соответственно, – индикатор того, что мироздание тобой недовольно, не одаряет. То есть деньги – важнейший критерий жизни.
В русской же традиции деньги понимаются просто, как в словаре: «мера стоимости товара и средство платежа». И ничего больше. Человеческие достоинства с ними никак не связаны и от них нисколько не зависят. В богатстве и в бедности, в счастье и в горести, в болезни и в здравии единственный критерий нравственности – способность человека оставаться человеком.
Ирина КОЗЛОВА
Источник
_______________________________________________________________
В качестве иллюстрации рисунок «Нищий с сумой». Художник И.Е. Репин
Поэтому русским сознанием до сего дня достаточно легко воспринимаются как практический нравственный императив слова Иисуса Христа — «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в Царствие Небесное.» (Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 24; Евангелие от Луки, гл. 18, ст. 25.)
Чего давно уже не скажешь о сознании западного культурно-цивилизационного образца.
А теперь вопросы.
1. В семидесятые годы на одном из тульских заводов работал токарь-еврей, назову даже фамилию Каплан. Как ты считаешь, он опозорил свою нацию?
2.Как относишься к анекдоту: «Еврей-дворник» (этот анекдот был очень популярен в 70-е).
3.Ходорковский созидатель? Здесь спрашиваю, созидатель для страны, а не хотя бы для своей семьи. Я считаю, что человек должен приносить реальную пользу стране. Торговлю акциями на бирже, пользой не считаю.
4. Правильно ли делали в царской России, когда большая часть евреев жила за чертой осёдлости?
(цитирую твои слова)
Не замечаете пр0тиворечий? :)
Не, я бисер метать не собираюсь. Так же как и вы, высказываю своё мнение. И тема для этого самая подходящая (это вы её создатель?). Про дух там что-то вы написали, так обычно чурки говорят… :)
Pizdec написал бы:
то он бы «мягко и тактично» озвучил свою позицию?
Мне кажется, Вы оба хороши, но ты, все таки, это начал.
Извини, но сказать, что «евреи-нация разрушающая» мог только высоко необразованный человек, для которого ничего не значат такие имена как Лев Давидович Ландау, Илья Ильич Мечников, Леонид Осипович Утесов и т.д. Среди евреев есть дважды герои советского союза.
— это уже было… Ты слышал что-нибудь про Януша Корчака? Рекомендую твоей дочке обязательно почитать его романы про Короля Матиуша, а тебе ознакомиться с его биографией.
не нахожу. Ты знал, что Утесов еврей? Я лично не знал.
Я плохо к этому отношусь, как и к любому проявлению нацизма.
Одно дело, когда ребенок говорит: «Моя мама самая лучшая!» Это здорово. И совсем другое «Моя мама самая лучшая, а ваши мамы гадкие и нехорошие». Я бы за такое своего наказал.
Ну, что ж… Тоже аргумент. Хотя неубедительный (((
Но кое-что выдаёт твою необоснованную зависть еврейскому народу:
А в прикрытии я не нуждаюсь. Мы же мнениями тут обмениваемся? Все мы :)
Совсем не обязательно быть высокообразованным человеком, чтобы понимать, что некоторыми своими «позициями» не только кичиться не стоит, их даже озвучивать должно быть стыдно… (((((
А ниче, что для кого-то очевидна его (мнения твоего) несостоятельность?..
я никого не пытаюсь прекрывать.
Протестантизм как одна из трёх основных ветвей христианства зародился в начале XVI века как идеология поднимавшей голову европейской буржуазии. Наиболее последовательно интересы буржуазии отражены в кальвинистской версии протестантизма.
Кальвину удалось так извернуть трактовку Священного Писания, (в котором говорится о том, что «легче верблюду пройти в верблюжье ушко, чем богатому войти в Царство Небесное»), что по его объяснениям выходило, что Господь изначально властелин всего, в том числе и будущего. То есть ему и будущее уже известно, для него оно уже произошло. Следовательно Господь уже знает кто конкретно из людей предопределён к спасению и вечной жизни, кто к погибели и аду. А Лютер убедительно для протестантов доказал (и Кальвин как бы просто развивал его мысль дальше), что христинина спасают не добрые дела, а вера в искупительную жертву Христа.
И получается по Кальвину, что единственное что толком может сделать христианин при жизни это узнать и понять определён ли он Богом к спасению или нет. Так вот если человеку в жизни в его земных делах, тупо говоря в его бизнесе сопутствует успех и удача, значит Бог его благословил. если же его преследуют неудачи, значит нет.
И вот академик Панченко утверждает что вот именно эта кальвинистская установка и сделал протестансткие народы заточенными на капитализм. У католиков такой страсти к накоплению денег меньше, у православных ещё меньше. Да же для русского православного купца богатство было злом и грехом, и поэтому купечество наше шарахалось всю дорогу то в аскетизм, то в разгул и разврат, идеологически и психологически оно не твёрдо стояло внутри себя, постоянно ощущало свою ущербность. русская буржуазия вообще всю дорогу была слаба.
В русской культуре нищий юродивый по определению персонаж Богом любимый и Богу угодный.
В американских фильмах обратите внимание, как безнадёжно звучит приговор — зачем ты связываешься с этим парнем? Он же неудачник.
И даже когда западный человек перестаёт в наши дни зачастую быть религиозным, эта кальвинистская заточенность на стремление к успеху и богатству в нём остаётся.
В 60-е года на Западе хиппи выступили идеологией резко противоположной кальвинизму. Я думаю просто массовая совесть у думающих людей восстала против такого меркантильного понимания смысла жизни.
Хиппи пытались отказаться от этих тараканьих бегов за успехом и богатством, пытаясь доказать людям, что гоняясь за деньгами, человек теряет нечто большее, жутко обкрадывает себя…
Так что в этом смысле история продолжается, и люди по-прежнему продолжают выбирать, ради чего им тратить свою жизнь.
В наши дни появилось движение во многом продолжающее идеи хиппи — дауншифтинг.