avatar

За руль в 16

Опубликовал в личный блог
+4
Идея возникла не на пустом месте. Она пришла из Германии. Немецкий общественный совет по транспортной безопасности рекомендовал правительству ФРГ разрешить сдавать на права с 16 лет. А рекомендации этого совета обязательны для принятия соответствующих законов и действий правительства. В нем участвуют адвокаты, юристы, дорожники, экзаменаторы, учителя по вождению — все представители общественных организаций, которые имеют непосредственное отношение к безопасности движения. Обширное заседание этого совета проводится в городе Гослар раз в год и называется в переводе — «немецкий судный день».
На этом заседании было решено разрешить сдавать на права с 16 лет. Сейчас в Германии можно получить права в 17 лет. Но до наступления совершеннолетия управлять автомобилем можно только в сопровождении взрослых. Рядом должен сидеть родственник с правами, у которого стаж управления не менее 3 лет, нет грубых нарушений. Практика показала, что такие юные водители практически не попадают в аварии. А начав ездить самостоятельно, они совершают меньше аварий, нежели те водители, которые, получив права в более старшем возрасте, сразу сами самостоятельно садятся за руль.

Как рассказал член совета по профессиональному транспортному образованию при министерстве транспорта РФ Вячеслав Максимычев, в советские годы у нас было такое понятие, как юношеские права.
Их можно было получить также в 16 лет, пройдя соответствующее обучение в юношеских автошколах. Ограничения на молодых водителей накладывались те же, что сейчас в Германии в отношении 17-летних водителей.
Отголоском того времени осталось то, что в России можно учиться на категорию «В» с 16 лет, получить свидетельство об окончании автошколы в 16 лет и три месяца и только через полтора года идти в ГАИ на экзамен, а к тому времени все навыки, полученные в автошколе, пропадут.
Однако тут возникает вопрос о качестве подготовки самих водителей. Сейчас у нас в стране этот вопрос стоит более чем остро. С одной стороны, на подготовку водителя, согласно методики обучения, отведено 156 часов. Из них 50 часов — практики. Оставшееся — теория.
Однако на деле не во всех автошколах соблюдают эти требования. В некоторых якобы автошколах обходятся четырьмя часами лекций по теории. Но мало кто из учеников побежит жаловаться в Роспотребнадзор или министерство образования за недополученные часы обучения. Ведь главное для ученика — получить корочку об окончании учебного заведения, чтобы иметь право сдать экзамен в ГИБДД. Да зачастую и корочки эти не нужны, потому что у нас есть такая вещь, как экстернат. То есть, кандидат сам где-то чему-то научился и пошел сдавать экзамен самостоятельно. И все это огрехи нашего законодательства. Нет четких и жестких требований к автошколам, к их преподавателям, к их программам. Нет также жестких требований к экзаменаторам и экзаменам.
Надо сказать, что в Германии за 20 лет умудрились сократить количество погибших на дорогах чуть ли не в семь раз- с 22 тысяч человек в год до 3700! Для этого была принята местная целевая программа. Но она включала в себя не столько ужесточение ответственности за нарушения правил, сколько полный пересмотр системы подготовки водителей.
Учитель по вождению немецкого города Хамм Вальдемар Коос очень удивлялся, какой теории можно учить 106 часов. У них на это по программе отведено 12 лекций по два часа. Интересно само построение этих занятий. На первом уроке он на конкретных примерах объясняет, что водитель за рулем должен постоянно думать и анализировать ситуацию. Второе занятие начинается с упоминания об этом, но главный акцент делается на том, что водитель должен думать не только за себя, но и за того парня. То есть прогнозировать ситуацию с учетом того, что окружающие правил дорожного движения могут не знать.
В Германии есть такое понятие как слабые участники дорожного движения. В их число входят велосипедисты, пешеходы, в общем те, кто не имеют водительского удостоверения.
Количество часов вождения выбирается индивидуально. Но учитель вождения — именно так называется эта престижная и уважаемая работа — никогда не отправит на экзамен ученика, если не будет уверен в его навыках. Тем более, что ученику придется заплатить экзаменатору независимо от результатов экзамена 120 евро, а также учителю — 80 евро. Ведь учитель присутствует во время приема экзамена в автомобиле, который он же и предоставляет. В Германии на экзамены государство предоставляет только экзаменатора, и то за плату. Учебный автомобиль, компьютер для теоретического зкзамена — это проблемы самого кандидата в водители.
Практический экзамен длится 45 минут и проходит в обычных городских условиях. Споров с экзаменаторами не возникает. Требования к приему экзаменов прописаны четко. Субъективизм полностью исключен. Учитель вождения при этом выступает как контролер экзаменатора. Он отмечает в своем экземпляре экзаменационного протокола, как ученик выполняет требования экзаменатора, а экзаменатор — в своем.
Наш корреспондент поучаствовал в приеме практического экзамена. Экзаменатор давал указания, куда ехать, где повернуть. Были охвачены все возможные ситуации. Проехали железнодорожный переезд, двигались по зоне с ограниченной скоростью в 30 км/час, выехали на скоростную магистраль. Тут экзаменатору не понравилось, что кандидат не ускорился после знака, отменяющего ограничение в 70 км/час Это — ошибка, хотя и не грубая.
Как рассказал Вячеслав Максимычев, нам необходимо в первую очередь поднять требования к приему экзаменов на права. Только эти требования должны быть прозрачными. Возможно, даже ввести платный экзамен. Тогда автошколам придется в любом случае подтянуть уровень подготовки, чтобы потом не отвечать в том числе и деньгами за некачественное обучение.
Кстати, интересен для России и другой опыт автомобильной Германии. Там за грубые нарушения правил дорожного движения начисляются не только денежные штрафы, но и штрафные баллы. Они называются пунктами. Набрал 18 баллов-пунктов за год — и лишаешься прав на год. Эта система действует долгое время и доказала свою эффективность. Она служит прекрасной превентивной мерой против лихачества.
Мнение
Президент Федерации объединений автошкол Татьяна Шутылева:
Молодые люди легче обучаются и лучше воспринимают все опасности на дорогах, так что противопоказаний для возвращения юношеских прав в России нет. Однако, нам необходим отдельный самостоятельный закон о подготовке водителей, в который будут входить требования к автошколам, их преподавателям, экзаменаторам и самим экзаменам. Этот закон позволит объединить и регулировать все ведомственные и нормативные акты.
Российская Газета, Сегодня, 16:54


35 комментариев RSS
avatar
Российские эксперты высказались за идею выдавать водительские права с 16 лет.
avatar
Дать права в 16 лет не проблема. Думаю всё будет нормально. А вот например в автошколе у Ченцова минимальный наезд у курсанта всего 10 часов! Это как? Есть такие нормы? Хочешь больше покататься-плати. Или это такой рекламный ход что бы снизить сумму оплаты за обучение.
avatar
у нас в год в авариях по официальной статистике погибает 25-30 тысяч человек. (наблюдения с 2007-2011 гг.)Видима, этого стране мало… Да и вообще, не лучше ли ввести предельный возраст управления транспортным средством, скажем так 75 лет?! Лицо, управляющие транспортом в возрасте от 75 лет уже не обладает такой реакцией, достаточным зрением, вниманием и прочими факторами, влеяющими на управление. Видели, когда нить, как какой-нить дедок на своей ржавой копейке едет по трассе на дачу? Вот это представляет опасность!
avatar
Думаю дедок на копейке едущий спокойно по трассе представляет на много меньшую опасность, чем без башенный, самоуверенный подросток летящий за рулем мамкиной с папкой машине.
avatar
любое лицо, управляющее транспортным средством уже представляет опасность. Транспортное средство — это источник повышенной опасности.
avatar
Согласен главное чтобы помимо лица и голова с мозгами была )))).
avatar
всё-таки, об ограничении предельного возраста подумайте))))))
avatar
Для этого существует мед комиссия, которая должна быть настоящей а не формальной (правда в Ефремове и формальную пройти очень мытарно))))).
Можно для такого возраста увеличить периодичность мед комиссий, но запрещать управление людям пенсионного возраста я категорически против. Я считаю что данная категория людей наиболее ответственна за рулем, чем начинающие водители.
avatar
возможно вы и правы. в части соглашусь с вами. Но водитель, несет отвественность и думает не только за себя, так же и за своих пассажиров и за остальных участников движения.
Водитель — это лицо наделенное специальными правами и обязанностями. На юридическом языке, это называется специальный субъект. Это очень важно. Потому, что государство в лице правоохранительных органов (ГИБДД-полиции) наделило его, соответсвенно он должен нести ответственность.
avatar
Дискриминация из-за количества прожитых лет??? Нет, не годится.
Прав Efremovets , медкомиссию никто не отменял.
avatar
я бы это так не называл
avatar
Как бы ты это ни называл, выглядит это именно так )
avatar
Государственная служба ограничена тоже 65 годами. (ст 21 ФЗ-79 от 27.08.2004) Потому что лицо занимает определенную государственную должность. Тем самым он является спец субъектом, так же как и водитель.
avatar
Ну, юрист! Если уж на то пошло, то ссылку стоило бы сделать на более позднюю версию закона, учитывающую все поправки, внесенные на сегодняшний день ))) Второй-то пункт статьи 21 уж два года отменен как. См. теперь ст. 25.1 ;)))
И вообще… Тебя послушать, получается, государством управлять — все равно что авто водить? ;)
Впрочем, глядя на наших управленцев, и я начинаю так думать (
А про юристов с «непровинциальным» образованием даже и говорить не хочу! (((
На «троечки» «пятёрки», поди, учисся?.. ;)
avatar
Ну, юрист! Если уж на то пошло, то ссылку стоило бы сделать на более позднюю версию закона, учитывающую все поправки, внесенные на сегодняшний день ))) Второй-то пункт статьи 21 уж два года отменен как. См. теперь ст. 25.1 ;)))
Ну, всё правильно. Ссылка дана на норму ст.21 79-ФЗ. Я же пункт не указал! А то, что пункт 2 утратил силу и введена статья 25.1 тоже отсылочная норма в тексте закона содержиться. Всё я правильно написал.
avatar
Менее всего мне хотелось бы спорить с «юристами», но… иногда они того стоят )
Я же пункт не указал!

Радость-то какая! А не помешало бы указать ;)))
Всё я правильно написал
За напористость и бескомпромиссность — да хоть +100500! Только не думаю, что правильно грамотно ссылаться на статью закона, в которой ни слова про «ограничение 65 годами». Если уж консультируешь, будь добр указывать действующие, а не «отсылочные» нормы.
Да ладно, к чему это я? У нас еще достаточно «слуг государевых», дай им бог здоровья, коим и за 70…
Ты лучше скажи, считаешь ли что
государством управлять — все равно что авто водить?
(В принципе, это и был вопрос. А остальное — так, комментарии ;)
avatar
Ну, если «юридически грамотно» ответить не в состоянии, — валяй, — «отвечай картинками» ;)))
avatar
zanoza, а MENSHIK1991 такой же юрист, как экскурсовод: вот ссылочка и смотри эти ссылочки сколько угодно.
avatar
Вот и я думаю: придешь к такому за консультацией, несколько сотен откинешь, а получишь… ссылочку с «отсылочной нормой» ;)
avatar
Такие юристы несколько сотен не берут, а сразу тысячами хапают, чтобы повысить свой рейтинг.
avatar
Что то больше встречаются с пробивающимся пушком под сопат… носом, на таких уж ржавых иномарках с подвешенными на проволочках глушаками. У большинства дедков автомобиль еще дай боже побегает…
avatar
Российские эксперты высказались за идею выдавать водительские права с 16 лет.
чего мелочиться-то, с 14-ти, как паспорт. Три в одном: паспорт, права, свидетельство о браке ;))
avatar
Три в одном: паспорт, права, свидетельство о браке ;))
Четыре))
пунк 2. статьи 21 ГК РФ:
В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
avatar
ну, развивай мысль, студент… что у нас четвертым документом будет?
avatar
чего мелочиться-то, с 14-ти, как паспорт. Три в одном: паспорт, права, свидетельство о браке ;))
и обязательно запихать это всё в УЭК
avatar
)))) зачет…
и прививки не забыть ;))
avatar
Свидетельство о браке, дает лицу полную дееспособность. Не зависимо, достиг он 18-ти лет или нет. Так же если все-таки будет расторжение брака до 18-ти лет, дееспособность остаеться. Полная дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Пункт 1 ст.21 ГК РФ
Тогда лицо с водительским удостовением подлежит ответсвенности как совершеннолетний. Во всех отраслях российского Законодальства.
avatar
с каким почетом к законодательству-то: с большой буквы!!! сразу видно- юрист))))) какие у нас принимаются законы- я бы написала с маленькой и курсивом ;))
avatar
слова Законодательство и Конституция у юристов принято писать с большой буквы.
принимаются законы- я бы написала с маленькой и курсивом ;))
любимый ответ юрист на латинском языке:
Dura lex, sed lex [Дура лекс, сед лекс] — Закон суров, но это закон
avatar
если б суров, а то ведь порой откровенно глуп))
avatar
ПыСы. Звиняйте, по латыни не разумею ;))
avatar
res est misera ubi jus est vagum et incertum — плохо дело, когда закон неясен и неопределен.

Создается впечатление, что именно этого и добиваются законотворцы. В мутной воде легче рыбку ловить((
avatar
Госпожа, вы всё-так начали учить латинский? ))))
avatar
)))) не вижу такой необходимости ;))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.