
Дебилы- главный ресурс современного капитализма
Опубликовал DARK в личный блог
+2
Меня пригласили на конференцию на экономическом факультете МГУ, в рамках ломоносовских торжеств. Разговор пойдёт об интеллекте – интеллектуальной экономике, интеллекте как факторе развития, экономике знаний и т.п. Эта тема мне очень близка. Вот о чём я скажу на этом чрезвычайно интеллектуальном собрании.
НЕВЕЖЕСТВО И МРАКОБЕСИЕ – МОТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ
Профессор Катасонов рассказал в ЛГ. Он любит задавать студентам такой вопрос: «Что является главным ресурсом современной экономики?» Ответы разные: нефть, деньги, знания. И всё мимо. «Главный ресурс современной экономики, — торжественно возглашает профессор, — это дурак. Ему можно впарить всё». Смех в зале.
Забавно, правда? А на самом деле это не шутка, а, как говаривал Остап Бендер, «медицинский факт». Мотором современного развития являются невежество и мракобесие.
«ОСТАНОВИМ ЕЁ И РАССПРОСИМ: «КАК ДОШЛА ТЫ ДО ЖИЗНИ ТАКОЙ?»
Человечество достигло максимума своей научно-технической мощи в 60-е годы ХХ века. После этого ничего радикального в науке и технике не произошло. Движущей силой этого развития была ракетно-ядерная гонка. Символом и апофеозом научно-технической мощи был выход человека в Космос.
В это время научная профессия была самой модной и престижной, бородатые физики были героями книг и фильмов, их любили девушки, им подражали «юноши, обдумывающие житьё». Я помню, насколько был моден Космос в моё детство – в 60-е годы. Мы знали на память всех космонавтов, я, помнится, выпускала стенгазету с заголовком, которым очень гордилась: «Новая веха космической эры – радиограмма с далёкой Венеры».
Был огромный спрос на инженеров-физиков, математиков. Именно физик был в те времена современной версией «добро молодца». Каждая эпоха порождает свою версию героя нашего времени – так вот тогда это был учёный–физик. Лучшие, умнейшие поступали матшколы, а потом в какой-нибудь МИФИ или МФТИ. Очевидно: чтобы один стал мировым чемпионом, тысячи должны начать играть в футбол в дворовой команде. Точно так и чтобы один совершил мировое открытие, мириады должны выйти на старт: прилично учить физику-математику, морщить лоб над задачкой из журнала «Квант», стремиться к победе в районной олимпиаде. И все эти занятия должны быть модными, уважаемыми, престижными. Так тогда и было. Быть умным считалось модно. В моё детство был альманах «Хочу всё знать!» — там писали по большей части о науке и технике. И дети в самом деле хотели это знать.
Уже в 70-е годы словно закончилось горючее в ракете и она вышла на баллистическую орбиту. Всё шло вроде по-прежнему, но шло по инерции, душа мира ушла из этой сферы жизни. Напряжение ракетно-ядерной гонки начало сходить на нет. Постепенно ядерные сверхдержавы перестали взаправду бояться друг друга и ожидать друг от друга ядерного удара. Страх стал скорее ритуальным: советской угрозой пугали избирателей и конгрессменов в Америке, а «происками империализма» — в СССР. То есть гонка вооружений продолжалась: большое дело вообще обладает колоссальной инерцией, просто так его не остановишь: вон у нас советская жизнь до сих пор не до конца развалилась. (Я имею в виду и техническую инфраструктуру, и броделевские «стркутуры повседневности»).
Гонка вооружений продолжалась, но такого, чтоб министр обороны США выбросился из окна с криком: «Русские идут!» — такого уже быть не могло. Гонка вооружений со временем утратила свою пассионарность, стала делом не боевым, а всё больше бюрократическим.
Научно-технические требования правительств к своим научным сообществам понижались. Политическое руководство уже не говорило учёным, как тов. Берия тов.Королёву, сидя в укрытии на атомном полигоне: «Если эта штука не взорвётся, я тебе голову оторву!».
Соответственно и научная профессия, оставаясь по-прежнему престижной, всё более и более становилась просто одной из профессий, не более того.
Из анналов истории нашей семьи. Отец и дядя моего мужа на рубеже в начале 50-х годов поступили в институты: мой свёкор в Бауманский, а его брат – в МГИМО. Так вот тот, кто поступил в Бауманский, считался в своём окружении более удачливым и. так сказать, крутым, чем тот, кто поступил в МГИМО. Уже в моё время, в 70-х годах, шкала престижа изменилась на обратную.
Проявлением этого нового духа оказалась знаменитая Разрядка напряжённости, под знаком которой прошли 70-е годы. Всерьёз в военную угрозу никто не верил, не строил бункеры в огороде, не запасался противогазами. Тогда восторженные певцы Разрядки говорили, что это – истинное окончание Второй мировой войны, истинный переход к миру. Вполне возможно, в духовном, психологическом смысле именно так и было.
Соответственно и мода на науку, на естественно-техническое знание, на научный образ мышления – постепенно сходила на нет. Наука ведь не способна развиваться на собственной основе, из себя. Задачи ей всегда ставятся извне. В подавляющем большинстве случаев это задачи совершенствования военной техники. Из себя научное сообщество способно породить только то, что называется «удовлетворением собственного любопытства за казённый счёт».
В 60-70-е годы научный способ мышления (т.е. вера в познаваемость мира, в эксперимент и логическую его интерпретацию) всё больше уступала месту разного рода эзотерическим знаниям, мистике, восточным учениям. Рационализм и свойственный науке позитивизм стал активно расшатываться. В Советском Союзе это официально не дозволялось, что только подогревало интерес. Великий бытописатель советского общества Юрий Трифонов запечатлел этот переход в своих «городских» повестях. Инженеры, научные работники – герои его повестей — вдруг дружно впадают в мистику, эзотерику, организуют спиритические сеансы. На Западе в это же время распространилась мода на буддизм, йогу и т.п. учения, далёкие от рационализма и научного подхода к действительности.
Это было одной и предпосылок того, что произошло дальше. Были и другие мощные предпосылки.
<a href=«matveychev-oleg.livejournal.com/796397.html?fb_action_ids=10202413736411981&fb_action_types=og.recommends&fb_source=other_multiline&action_object_map=%5B473956449388874%5D&action_type_map=%5B»og.recommends"%5D&action_ref_map=%5B%5D">Оригинал… Не поленитесь дочитать до конца..
НЕВЕЖЕСТВО И МРАКОБЕСИЕ – МОТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ
Профессор Катасонов рассказал в ЛГ. Он любит задавать студентам такой вопрос: «Что является главным ресурсом современной экономики?» Ответы разные: нефть, деньги, знания. И всё мимо. «Главный ресурс современной экономики, — торжественно возглашает профессор, — это дурак. Ему можно впарить всё». Смех в зале.
Забавно, правда? А на самом деле это не шутка, а, как говаривал Остап Бендер, «медицинский факт». Мотором современного развития являются невежество и мракобесие.
«ОСТАНОВИМ ЕЁ И РАССПРОСИМ: «КАК ДОШЛА ТЫ ДО ЖИЗНИ ТАКОЙ?»
Человечество достигло максимума своей научно-технической мощи в 60-е годы ХХ века. После этого ничего радикального в науке и технике не произошло. Движущей силой этого развития была ракетно-ядерная гонка. Символом и апофеозом научно-технической мощи был выход человека в Космос.
В это время научная профессия была самой модной и престижной, бородатые физики были героями книг и фильмов, их любили девушки, им подражали «юноши, обдумывающие житьё». Я помню, насколько был моден Космос в моё детство – в 60-е годы. Мы знали на память всех космонавтов, я, помнится, выпускала стенгазету с заголовком, которым очень гордилась: «Новая веха космической эры – радиограмма с далёкой Венеры».
Был огромный спрос на инженеров-физиков, математиков. Именно физик был в те времена современной версией «добро молодца». Каждая эпоха порождает свою версию героя нашего времени – так вот тогда это был учёный–физик. Лучшие, умнейшие поступали матшколы, а потом в какой-нибудь МИФИ или МФТИ. Очевидно: чтобы один стал мировым чемпионом, тысячи должны начать играть в футбол в дворовой команде. Точно так и чтобы один совершил мировое открытие, мириады должны выйти на старт: прилично учить физику-математику, морщить лоб над задачкой из журнала «Квант», стремиться к победе в районной олимпиаде. И все эти занятия должны быть модными, уважаемыми, престижными. Так тогда и было. Быть умным считалось модно. В моё детство был альманах «Хочу всё знать!» — там писали по большей части о науке и технике. И дети в самом деле хотели это знать.
Уже в 70-е годы словно закончилось горючее в ракете и она вышла на баллистическую орбиту. Всё шло вроде по-прежнему, но шло по инерции, душа мира ушла из этой сферы жизни. Напряжение ракетно-ядерной гонки начало сходить на нет. Постепенно ядерные сверхдержавы перестали взаправду бояться друг друга и ожидать друг от друга ядерного удара. Страх стал скорее ритуальным: советской угрозой пугали избирателей и конгрессменов в Америке, а «происками империализма» — в СССР. То есть гонка вооружений продолжалась: большое дело вообще обладает колоссальной инерцией, просто так его не остановишь: вон у нас советская жизнь до сих пор не до конца развалилась. (Я имею в виду и техническую инфраструктуру, и броделевские «стркутуры повседневности»).
Гонка вооружений продолжалась, но такого, чтоб министр обороны США выбросился из окна с криком: «Русские идут!» — такого уже быть не могло. Гонка вооружений со временем утратила свою пассионарность, стала делом не боевым, а всё больше бюрократическим.
Научно-технические требования правительств к своим научным сообществам понижались. Политическое руководство уже не говорило учёным, как тов. Берия тов.Королёву, сидя в укрытии на атомном полигоне: «Если эта штука не взорвётся, я тебе голову оторву!».
Соответственно и научная профессия, оставаясь по-прежнему престижной, всё более и более становилась просто одной из профессий, не более того.
Из анналов истории нашей семьи. Отец и дядя моего мужа на рубеже в начале 50-х годов поступили в институты: мой свёкор в Бауманский, а его брат – в МГИМО. Так вот тот, кто поступил в Бауманский, считался в своём окружении более удачливым и. так сказать, крутым, чем тот, кто поступил в МГИМО. Уже в моё время, в 70-х годах, шкала престижа изменилась на обратную.
Проявлением этого нового духа оказалась знаменитая Разрядка напряжённости, под знаком которой прошли 70-е годы. Всерьёз в военную угрозу никто не верил, не строил бункеры в огороде, не запасался противогазами. Тогда восторженные певцы Разрядки говорили, что это – истинное окончание Второй мировой войны, истинный переход к миру. Вполне возможно, в духовном, психологическом смысле именно так и было.
Соответственно и мода на науку, на естественно-техническое знание, на научный образ мышления – постепенно сходила на нет. Наука ведь не способна развиваться на собственной основе, из себя. Задачи ей всегда ставятся извне. В подавляющем большинстве случаев это задачи совершенствования военной техники. Из себя научное сообщество способно породить только то, что называется «удовлетворением собственного любопытства за казённый счёт».
В 60-70-е годы научный способ мышления (т.е. вера в познаваемость мира, в эксперимент и логическую его интерпретацию) всё больше уступала месту разного рода эзотерическим знаниям, мистике, восточным учениям. Рационализм и свойственный науке позитивизм стал активно расшатываться. В Советском Союзе это официально не дозволялось, что только подогревало интерес. Великий бытописатель советского общества Юрий Трифонов запечатлел этот переход в своих «городских» повестях. Инженеры, научные работники – герои его повестей — вдруг дружно впадают в мистику, эзотерику, организуют спиритические сеансы. На Западе в это же время распространилась мода на буддизм, йогу и т.п. учения, далёкие от рационализма и научного подхода к действительности.
Это было одной и предпосылок того, что произошло дальше. Были и другие мощные предпосылки.
<a href=«matveychev-oleg.livejournal.com/796397.html?fb_action_ids=10202413736411981&fb_action_types=og.recommends&fb_source=other_multiline&action_object_map=%5B473956449388874%5D&action_type_map=%5B»og.recommends"%5D&action_ref_map=%5B%5D">Оригинал… Не поленитесь дочитать до конца..
Современная европейская наука родилась как ответвление католического богословия в средневековых университетах. И постепенно между западным христианством и поднимающей голову наукой возник конфликт. Россия начала в этот конфликт втягиваться после петровских реформ. И наши революции в том числе проявление и этого конфликта а не только конфликта между пролетариями, буржуями и помещиками…
Но сам этот конфликт между наукой и религией в значительной степени надуман и раздут искуственно. в эпоху этого конфликта людям ещё не хватало мудрости, чтобы уметь совмещать в своём восприятии и науку и религию.
На самом деле реальногсть невозможно адекватно постигать если занимаешься этим исключительно в рамках одной парадигмы мышления.
Нужно уметь сочетать как минимум три.
Наука весьма могущественна, но решет только локальные тактические задачи, и как правило успешно решая их, порождает ещё более сложные проблемы ( а 100 лет назад более массово верили во всесилие науки что породило и веру в достижимость коммунистической утопии, которую даст нам именно развитие науки в первую очередь якобы)
И наука не способна решать этические проблемы. Это задача по силам только религии. И правтильно сказано наука сама из себя не может сформулировать свою цель. Она много чего может придумать и изобрести, но она незнает, а для чего всё это нужног и как этим пользоваться правильно.
В СССР классическая религия была в полупредушеном состоянии и эту роль для науки выполняла коммунистическая идеология, всем преподавали научный коммунизм, но его адекватнее считать не наукой, а квазирелигией безбожия.
То есть это два способа постижения реальности научный и религиозный, надо уметь пользоваться ими обоими.
А есть ещё и третий способ познания — методами искусства.
Если есть желание, то можешь найти. У неё многое спорно, но читать интересно. Она не намного старше меня, то есть мы одно поколение.
В современный век победы в войне достигаются не столько подвигнами и героизмом сколько военными технологиями. У кого они продвинутее тот рано или поздно и победит. Значит победа куётся не столько военными сколько учёными, которые эти тенхнологии создают.
А учёные такие люди, которые в шарашках из под палки всё же работают хуже. Им нужна не просто свобода а свобода творчества. Свобода творчества не полноценна если распространяется только на их профессиональную научную сферу. Им нужна свобода мышления, оразвития. У них обычно большие культурные потребности. И все эти театры музеи и прочее всякое бла бла бла должно обеспечивать вот это всё.
Короче креаклы и им подавай свободное житьё- бытьё.
Поэтому в итоге в борьбе между великими державами побеждает та, которая сможет своим учёным надолго обеспечить вот такой комфорт и свободу.
Западные учёные в эпоху Холодной войны, в оснвоной своей массе материально жили хуже советских учёных. В их обществе они занимали социально менее престижное положение, чем в СССР. Но свободы у них было на порядок больше (хотя и на Западе случались конфликты вокруг совбоды творчства, они не идут в сравнение с нашими идеологическими ограничениями)
У нас же профессор, академик были настолько престижными профессиями что вокруг борьбы за эти должности шла нешуточная борьба. и побеждали в ней слишком часто не самые талантливые изобретатели и первооткрыватели, а самые умелые интриганы.
«Давно пора о том сказать
простыми ясными словами
талантам надо помогать,
бездарности пробъются сами»
Тут ест ещё и такой момент, что истина во всей своей глубине открывается тому человеку, который стремится к ней ради неё самой, а не ради должности, денег, престижа…
И на Западе в сравнении с СССР при выборе профессии учёного-исследователя в итоге этот мотив играл бОльшую роль, чем в СССР.
парадоксально получилось что в определнном смысле статистически западные учёные оказались больше подвержены коммунистическим бескорыстным мотивам, чем советские…
Но с эти можно при желании и поспорить это не столь очевидно.
А вот то что западная наука и технологии оказались в итоге успешне это факт.
У нас было масса направлений в которых мы шли в ровень или даже значительно опережали Запад, но в общем итоге по очкам они оказались круче. а совсем явно обогнали в области генетики (и вообще наук о жизни) кибернетики и применения гуманитарных технологий как информационного оружия. именно эти последние повзолили им выиграть Холодную войну…
интерес советских учёных к мистике и эзотерике это совершенно правильный и оправданный интерес к этим гуманитарным технологиям, который приходилось удовлетворять полулегально и вопреки официальной идеологии (и в этом я не вполне согласен с автором приводимого Дарком текста, он напарасно над этим иронизирует)
Во всём остальном в основном согласен.
Чрезмерная секретность ещё была бедой осветской науки. Учёному чтобы двигать науку дальше нужно быть в курсе всего что стало известно его коллегам. А при секретности он этого не узнает.…
Кстати в числе тех влиятельных сил, которые поддерживают пиратское движение как лоббирование реформы международного авторского права (о чём в моей резервации напоминал дядя Саша) я имел в виду прежде всего научные круги. именно потому что они как никто другой заинтересованы в свободном обмене информацией.
вот здесь Латынина на мой вкус капает причины дебилизации гораздно глубже даже.
но во первых я не разделяю её правого либерализма и не отождествляйте её позицию с моей
во вторых она сама признаётся что только ставит диагноз а как лечить тоже не знает
но вот про мэмы она хорошо пишет, это как раз кусочек тех знаний о гуманитраных технологиях.
(я вот всё думал думал как об этом (о гуманитарных технологиях) рассказывать разношёрстной и не всегда знакомой публике. и пока так и не пнридумал. думаю пока второй свой роман начать писать. Пару лет уже почти прошло и про приключения Лиги граждан Ефремова уже вполне можно сочинять легенды и предания, и не только о ней....)
copypast.ru/2013/09/04/staroe_v_novom.html
Российские СМИ и 100 лет назад были уже такими же в принципе, и тогда уже креативные поэты Серебрянного века делили читателей на читателей книг и читателей газет, подобно тому как сейчас делят интернет-аудиторию и аудиторию зомбоящика.
Подобный культ тела существовал ещё в Античной Греции. на Олимпиадах там спортсмены выступали обнажёнными. И гомосексуализм также в античной Греции как нечто греховное не воспринимался.
Классическое христианство, введя в оборот понятие греха, сделлао греховным и восприятие обнажённости и секс в любых его проявлениях. Но современные европейцы в массе своей далеко отошли от классического христианства и мало замарачиваются над христианским понятием спасения души, а больше просто банально стремятся наслаждаться жизнью здесь и сейчас. А что будет потом, там видно будет.
Дарк
И среди европейцев и среди американцев таких как дядя Сажа тоже вполне хватает. И я думаю, что о чём ты спрашиваешь возможно даже и не гипотетически. Французские дяди Саши голосуют за партию Ле Пэна и что то подобное и проводят митинги против легализации гомосексуальных браков, американские дяди Саши голосуют за партию чаепития (такое крыло недавно образовалось в составе республиканцев), а полвека назад дяди Саши из южных штатов поддерживали Ку-Клус-Клан.
А испаснские дяди Саши около 80 лет назад спасли свою Испаснию от завоевания её анархистами и коммунистами, в отличие кстати от наших белых, среди которых ькак раз таких как дядя Саша очень не хватало, всё были сплошь мягкотелые и рефлексирующие интеллигенты, не способные по настоящему задавить своих политических противников :)
И я ж не сказал, что американские дяди Саши сами состояли в Ку Клус Клане, я сказал что они только его поддерживали.
В реальностях жизни в южных штатах, где белые часто были в меньшинстве, Ку Клус Клан был той единственной организацией, которая позволяла белым занимать господствующее положение. И так продолжалось примерно до 60-х годов, после которых постепенно чёрные не только добились равноправия но и получили статус жертв и возможность поколениями сидеть на велфере и не ходить ни на принудительные работы ни на какие другие.