
Олимпиада по Основам православной культуры
Опубликовал MENSHIK1991 в блог Религия
+5
5 декабря в здании школы №10 г.Ефремова состоялся муниципальный этап Всероссийской олимпиады по Основам православной культуры 2012-2013 учебного года «Русь Святая, храни веру Православную!», в котором участвовали воспитанники из разных школ города Ефремова.

В муниципальном этапе олимпиады приняли участие 104 ученика — победители и призеры внутришкольных олимпиад по ОПК, прошедших в общеобразовательных учреждениях г.Ефремова. Началась олимпиада с торжественной линейки, на которой свои напутственные слова сказали Лобанов Вячеслав Геннадьевич, методист Информационно-методического центра комитета по образованию администрации муниципального образования Ефремовский район и иерей Павел Джерики, настоятель Свято – Казанского храма с.Дубики, помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации. Отец Павел пожелал всем «стремления к познанию Бога. Помните как можно чаще о Христе Боге». Иерей Павел Гребенкин благословил учащихся и пожелал им помощи Божией. Получив благословение на участие в олимпиаде, и совместно помолившись, ученики приступили к выполнению конкурсных заданий. Следили за проведением олимпиады сотрудники комитета по образованию Ефремовского района, учителя и духовенство благочиния. Олимпиада проводилась для трех групп: 4 и 5 классы, 6 и 7 классы, 8 – 11 классы. В этом году участников было намного больше, чем в прошлом. Для 4 и 5 классов олимпиада по этому предмету проводилась впервые. Задания на олимпиаду охватили не только основы православия, а также историю и культуру. Центральная тема олимпиады в нынешнем учебном году — династия Романовых в истории России (1613—1918 гг.). Времени на выполнение заданий давалось достаточно, это было видно т.к. мало кто оставался до последнего. После того как все учащиеся закончили выполнение заданий олимпиады, сотрудники комитета по образованию и учителя, совместно с духовенством, принялись за проверку выполненных работ.

Участник олимпиады, учащийся 11 класса МБОУ «Гимназия» Иван Колонтаев поделился своими впечатлениями от проведенной олимпиады: «Я участвую уже не первый год в таком мероприятии, это очень интересно и познавательно, помогает проверить свои знания». Награждение победителей и призеров муниципального этапа олимпиады по ОПК состоится 12 декабря на Рождественских чтениях.
Источник

В муниципальном этапе олимпиады приняли участие 104 ученика — победители и призеры внутришкольных олимпиад по ОПК, прошедших в общеобразовательных учреждениях г.Ефремова. Началась олимпиада с торжественной линейки, на которой свои напутственные слова сказали Лобанов Вячеслав Геннадьевич, методист Информационно-методического центра комитета по образованию администрации муниципального образования Ефремовский район и иерей Павел Джерики, настоятель Свято – Казанского храма с.Дубики, помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации. Отец Павел пожелал всем «стремления к познанию Бога. Помните как можно чаще о Христе Боге». Иерей Павел Гребенкин благословил учащихся и пожелал им помощи Божией. Получив благословение на участие в олимпиаде, и совместно помолившись, ученики приступили к выполнению конкурсных заданий. Следили за проведением олимпиады сотрудники комитета по образованию Ефремовского района, учителя и духовенство благочиния. Олимпиада проводилась для трех групп: 4 и 5 классы, 6 и 7 классы, 8 – 11 классы. В этом году участников было намного больше, чем в прошлом. Для 4 и 5 классов олимпиада по этому предмету проводилась впервые. Задания на олимпиаду охватили не только основы православия, а также историю и культуру. Центральная тема олимпиады в нынешнем учебном году — династия Романовых в истории России (1613—1918 гг.). Времени на выполнение заданий давалось достаточно, это было видно т.к. мало кто оставался до последнего. После того как все учащиеся закончили выполнение заданий олимпиады, сотрудники комитета по образованию и учителя, совместно с духовенством, принялись за проверку выполненных работ.

Участник олимпиады, учащийся 11 класса МБОУ «Гимназия» Иван Колонтаев поделился своими впечатлениями от проведенной олимпиады: «Я участвую уже не первый год в таком мероприятии, это очень интересно и познавательно, помогает проверить свои знания». Награждение победителей и призеров муниципального этапа олимпиады по ОПК состоится 12 декабря на Рождественских чтениях.
Источник
я уже твердо знал — что это брехня, потому что никакой тверди небесной со светильниками нет. Гагарин к тому моменту уже в космос слетал да и американцы на Луне побывали.
Самый интересный момент для меня был тот, когда дочери Лота из Сигора напоили своего отца вином и зачали от него. Понимая, что круче треша в данном произведении уже врядли будет изложенно, на этом моменте я обычно забрасывал чтение.
во первых, под такое определение можно подогнать все что угодно. Это вовсе не значит, что данную часть нашей культуры надо преподавать в школах, причем начиная с начальных классов. В высшей школе есть предмет, причем обязательный для всех специальностей (по крайней мере так было когда я учился). Называется философия. Там мы проходили и религию и много еще чего интересного. Вот тогда я уже мог читать Библию и понимать, что изложенное в ней есть метафора, которая несет в себе очень важные, крайне сложные и неоднозначные постулаты и догмы.
Не надо детей втягивать в это! Церковное воспитание — это позапрошлый век! Все, хватит! Надо двигаться вперед. Хотите знать историю православия — зайдите в районную библиотеку. Там все православной литературой заставлено! Нет, попам надо еще и в неокрепшие детские умы залезть…
религиямракобесие и останется (((Да уж! Похоже, «опиум для народа» сегодня у государства нашего снова востребован…
Обратим эти вопросы к новому курсу «Основы православной культуры». Возможен аналитико-культурологический рассказ о православии? – Да. Труды и имена Алексея Лосева, Михаила Бахтина, Сергея Аверинцева, Юрия Лотмана, Арона Гуревича, Александра Панченко, Бориса Успенского говорят о том, что такая научная школа и методология уже существуют. Все они писали (только Б. Успенский пишет и сейчас) в советские времена. Ни о какой прямой проповеди тогда и речи быть не могло. Но добротное научное исследование все равно пролагало себе дорогу. Книги Аверинцева «Поэтика ранневизантийской литературы», Козаржевского «Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы», Гуревича «Категории средневековой культуры» стали катехизисами для целого поколения советской интеллигенции.
Обратную очевидность дает ответ на второй вопрос. Знают ли нынешние педагоги, призванные на преподавание ОПК, имена классиков своей науки? Держали ли они в руках эти книги? Помнят ли они цвета их обложек? Хуже того – знают ли эти книги те священники, что на епархиальных курсах переподготовки натаскивали этих мобилизованных «культурологов»? Боюсь, что для большинства новых «культурологов» история их предмета начинается с трехлетней давности учебника Аллы Бородиной – учебника цвета зеленой скуки.
И то, что упомянутые классические труды не всплывают даже в методических указаниях для учителей ОПК, означает понятную вещь: авторы этих учебников и методичек писали совсем не то, о чем объявили. Объявили – «культурологию», изготовили – «Закон Божий». И то ведь правда – ну как можно излагать культурологию в начальной и средней школе! Замахнулись на слишком многое – а в итоге потеряли метод и подменили предмет. А скорее всего с самого начала рассчитывали, что их нечестность проглотят.
И вот на парты светских школ легли учебники с выражениями «Наш Спаситель», «Господь наш Иисус Христос»… Признаюсь, я бы и эти не-культурологические огрехи простил бы этим учебникам, будь они талантливы. Но так ли это? Откуда вообще у православной педагогической общественности такая самоуверенность – будто нам уже есть с чем идти к светским детям?
Педагогика — это та сфера человеческой жизни, где наименее заметно прямое влияние христианства. И в античной и в средневековой культуре ребенок есть прежде всего совокупность недостатков (несовершенный взрослый). Авторы житий ничего не могут конкретного сказать о детстве своих персонажей («Был благочестив и детских игр уклонялся»). Педагогическая глава «Домостроя» все наставления берет лишь из Ветхого Завета и сводятся они к «сокруши сыну ребра в юности его». Семейная жизнь была малоинтересна средневековым наставникам: монахи писали для монахов. Открытие возрастной психологии вообще оказалось уделом лишь ХХ века. И, значит, сегодня любой православный педагог обречен на творчество: как совместить православную аскетику, психологию, этику, веру с наработками светской психологии и педагогики? «Православная культура» знает «иконописное предание Церкви», но не знает ясно сформированного «педагогического святоотеческого предания». И, значит, набором цитат тут не обойтись. Почти 100 лет нас не пускали в школу. И что же –неужели за 15 лет у нас накопилось столько опыта и знаний, что мы уже готовы войти во все школы разом? Не верю.
До сих пор не написан комплект учебников для семинарий. А среди существующих учебников – единицы выполнены на достойном уровне, в сочетании интересного повествования и знакомства автора с современным состоянием научной литературы по излагаемой им дисциплине (прежде всего – на Западе).
За 15 послесоветских лет не написан ни один новый учебник «Закон
Нужны книги живые, аргументированные, и с таким запасом анти-ваххабитской устойчивости, чтобы даже взбалмошная Марьванна, для которой урок ОПК есть повод прежде всего рассказать детям о знаках антихриста, не смогла бы своим энтузиазмом испортить прекрасный предмет.
В школе и в университете умеют рассказывать о внутренней логике мира Достоевского, а затем – о той логике, что определяла творчество Льва Толстого, и вслед за этим – о вселенной символов Маяковского. Требуют одно: «пойми!». Но не требуют: «согласись!». Но так же можно говорить и о православной культуре – о целостном мировоззрении, характерном не для одного гения, а для целой семьи народов.
Идея интересная. Опыт успешной ее реализации уже есть. Тогда отчего же он игнорируется и министерством, и церковными энтузиастами? Если бы удалось написать учебник действительно культурологический, то опасения, будто он станет средством навязывания православия детям из иных семейных традиций, отпадут. Автомобиль, конечно, — источник повышенной опасности. Но вместо запрета лучше все же строить дороги и отстранять от вождения дураков.
© дьякон Андрей Кураев
Отношение к теме олимпиады у меня сложное, но за предмет вступлюсь. Факультатив, как «колхоз» дело добровольное, кто то ходит на ОПК, кто то на ОСЭ, кто то вообще не ходит. Разделения детей, к моему удивлению не произошло. Хотя вопросы к преподавателям есть, от них многое зависит, как и в любой дисциплине. Изучать любой предмет по началу надо под руководством наставника, иначе результат будет отрицательный. (Даже здесь в обсуждении мы результат «самостоятельности» увидели.) Традиционные инструменты воспитания ни у православных, ни у атеистов во многом не срабатывают, ОПК здесь очень кстати.
Насчет часов русского языка и литературы, не могу сказать за все школы, то что я знаю – никакого сокращения сейчас нет, по крайней мере, с пятого по двенадцатый класс. Может это школы с «уклонениями»?, типа иностранных языков или математики. Может быть конечно, очень вольное толкование новых стандартов, или подготовка к очередной «экономии» средств.
На деле:
Собственно мне все ясно…
Но что-то мне подсказывает, что цели преследуются несколько иные… (((
Церковь не может не волновать положение, в котором оказался учебно-воспитательный процесс в школах в условиях мировоззренческо-этического вакуума. Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает: «Мы обеспокоены нравственным климатом в школах, формирующих личность человека, его представления о добре и зле. Именно это является предметом нашей заботы, а не лоббирование какого-то отдельного предмета школьной программы, как часто пытаются представить».
Необходимо отметить, что эта инициатива встретила сопротивление в первую очередь атеистов и агностиков-гуманистов, и дискуссия, несмотря на проведенные общественные слушания, не утихает и до сих пор. Со стороны государственных чиновников нередко приходилось слышать об отсутствии бюджетных средств для финансирования подготовки и оплаты труда преподавателей религиозного предмета, издания учебников и методической литературы. С течением времени выяснилось, что преподавание чисто религиозного предмета по образцу дореволюционного «Закона Божия» в современных условиях российской школы было бы малопродуктивным, вследствие чего в процессе длительных церковно-общественных дискуссий оформилась идея придать этому предмету культурологический характер. Было разработано новое название предмета – «Основы православной культуры» (ОПК), а его назначение стало представляться скорее в междисциплинарном свете как синтез культурологии и богословия.
В связи с этим православные активисты приступили к изучению иностранного опыта преподавания религии в общеобразовательной школе, в первую очередь немецкого, как наиболее развитого. С этой целью при поддержке фонда имени Конрада Аденауэра в Москве в феврале 2010 года прошла российско-немецкая церковно-общественная конференция, целью которой был обмен опытом и изучение ситуации в наших странах, а также ознакомление с существующими моделями преподавания религии в школе. Как известно, в школах Германии квалифицированными педагогами ведется преподавание католического и протестантского религиозного предмета, который так и называется – Religionsunterricht. Это делается на государственные деньги, которые поступают в федеральный бюджет из средств, предоставляемых «церковным налогом», который взимается с членов христианских Церквей. В разных федеральных землях законодательство предусматривает несколько вариантов посещения учащимися этих занятий. Родители имеют право потребовать для своего ребенка преподавателя религиозного предмета, и тогда школьное руководство обязано его найти и предоставить необходимую литературу.
Выяснилось, что немецкая модель может быть приемлемой в современных российских условиях лишь частично. Не в последнюю очередь потому, что в России нет церковного налога, и религиозные организации находятся на самофинансировании из средств, получаемых в качестве пожертвований. Собственная религиозная идентичность осознается большинством наших сограждан недостаточно четко, что неудивительно после 70 лет насильственной атеизации и 20 лет вакуума. Россия является многонациональной страной, в которой сосуществуют граждане, исповедующие разные религии. Притом, что более 80% россиян считают себя православными, в России живут представители иных конфессий, и их интересы следовало также принять во внимание.
Когда церковно-общественная дискуссия о преподавании в школе религиозного предмета только начиналась, стало совершенно ясно, что недопустимо навязывать посещение православного религиозного предмета школьникам, принадлежащим к другим религиям и христианским конфессиям. В случае же факультативного преподавания этой дисциплины представители других религий могли бы резонно спросить: а почему нам нельзя преподавать свой религиозный предмет нашим детям? Далее последовали бы вопросы представителей гуманистического атеизма, различных оккультных и тоталитарных сект. Со стороны государства такая перспектива вызывала справедливую озабоченность. Разделение школьников по религиозному признаку в принципе могло бы подорвать имеющееся единство, спровоцировало бы дополнительные требования и как следствие, привело бы к конфронтации педагогов и учащихся между собой. Отчасти именно поэтому в процессе консультаций с государственными органами, общественными организациями, а также принимая во внимание зарубежный опыт, мы пришли к выводу о необходимости переквалификации чисто религиозного предмета в междисциплинарный и культурологический. Более того, последняя модель такого перекрестного преподавания религии и культуры может быть использована и представителями других традиционных религий, что и предполагал последний проект. Итак, к 2009 году государственным органам был предложен проект введения в школьное расписание факультативного предмета Основ православной, иудейской, мусульманской и буддийской культуры. Для детей, чьи родители придерживаются безрелигиозного мировоззрения, был предложен альтернативный предмет – светская этика.
В конечном итоге, Президент России Д.А. Медведев 2 августа 2009 г. принял решение начать эксперимент по преподаванию курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в российских школах в качестве факультативного предмета.
В учебном курсе на выбор учащихся или их родителей предлагается один из шести модулей: православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика.
hilarion.ru/2012/02/06/4359
(Мне очень не понравился учебник)
оставил это бесполезное дело.
Действительно, неубедительно (
Кстати, а как ты относишься к революции 1917 года, когда большевики пришли к власти? Очень мне интересно теперь узнать стало твое мнение, историк православия.
"Главенствующую роль"?! Извините, — понимаю, что грубо, — но мне это напомнило утверждение о том, что «труд сделал из обезьяны человека».
А как же несчастные атеисты? Кто же им «менталитет сформирует»? :'(((
в курсе, что МЫ все в советское время исповедовали левые течения, даже в каждой школе были свои молельные комнаты, которые назывались Красные комнаты или красные угля, где вместо цитат из Библии и икон, висели портреты В.И.Ленина и его высказывания… Так что, религия из школ и не уходила…
Государство — это аппарат управления обществом. Церковь — это механизм управления обществом.
Грех, в большинстве случаев-источник болезней.
Если человек ведет нездоровый образ жизни, разве Бог виноват в его болезнях?
Если человек своим свободным выбором выбирает болезнь, то он сам в этом виноват.
«Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышняго врачевание… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце… И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Cир. 38. 1-2,4,6-10,12-14). Не надо забывать, что среди православных пасторов были Великие врачи! Например Архиепи́скоп Лука́, который создал работу «очерки гнойной хирургии».Эти знания до сих пор врачи применяют.Советую почитать его биографию.
Так что же он свои богатства честно заработанные не пожертвовал ближним? Разве не учит нас вера христианская не жить в излишествах? А ведь служитель церкви — это пример для верующих! Или он так, сотрудник общественной организации ООО«РПЦ»?
— Вы входите в храм — в нем горит свет? В нем тепло — если вы пришли зимой? Вы думаете, все это для Церкви бесплатно? А люди, которые трудятся в храме — от уборщицы до настоятеля,— они должны какое-то содержание получать, как по-вашему?
(Мф.21:12-13)
»
Если нет денег, вас покрестят и повенчают бесплатно.
Если священник откажет, можно всегда пойти в другой Храм.
Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении этой актуальной темы!